05.04.2012 | Олег Громов
Председатель Совета федерации Валентина Матвиенко вчера не исключила создание нового, «единого» государственного органа по контролю над гособоронзаказом, «наподобие советского Миноборонпрома». Разгорающиеся страсти вокруг исполнения этого заказа в нынешнем году, а также ценообразования на вооружения могут привести к той же ситуации, что и годом ранее – неисполнению госконтрактов и масштабным перестановкам в Минобороны.
Напомним, в прошлом году 84 государственных контракта так и остались не выполненными. Флот не получил десантный корабль проекта 11711 и самонаводящиеся торпеды. Кроме того, до Вооруженных сил «не дошли» два вертолета «Ансат У», три истребителя Су-27СМ, фронтовой бомбардировщик нового поколения Су-34 и истребитель Су-35. В сумме невыполненных контрактов в Минобороны оценили в 42 миллиарда рублей.
Действия же самого министерства при оформлении гособоронзаказа нанесли, по данным прокуратуры, ущерб бюджету в размере около 1 млрд рублей.
Для нейтрализации конфликтных ситуаций между министерством и поставщиками вооружений 6 марта этого года правительство внесло в Госдуму проект нового закона «О государственном оборонном заказе», который снимет часть юридических вопросов, но не повлияет на стратегию поведения государства в этой сфере, равно как на старение человеческого и научно-технического потенциала России.
В оборонный заказ в этом году снова не попали, к примеру, модернизированный тяжелый огнемет для сухопутных войск. Кроме того, наблюдаются существенные проблемы внутри «Роскосмоса», связанные как с недостаточной квалифицированностью молодых кадров, так и халатностью самих чиновников и конфликтами внутри руководства.
Причина такого разброда и шатания банальна – министр обороны Анатолий Сердюков с прошлого года начал активно «оптимизировать» условия госконтрактов с рядом оборонных предприятий, что привело к конфликтам из-за цен и сроков исполнения. В итоге Россия оказалась недовооруженной. Это значительно ослабляет позиции министра с учетом грядущей масштабной кадровой ротации в правительстве.
Однако система отношений министерства и поставщиков вооружений требует серьезного реформирования.Во-первых, необходимо что-то делать с внутренней конкуренцией в этой сфере. Создание таких гигантов как «Объединенная авиастроительная» и «Объединенная судостроительная» корпорации мешает оздоровлению отрасли. Захватившие в этих объединениях власть представители того или иного предприятия «давят» своих конкурентов, которые оказались их подчиненными. Так, например, случилось с МиГом, который в рамках ОАК оказался под давлением «Сухого», выходец из которого – Михаил Погосян – стал президентом ОАК.
Во-вторых, коррупционность при направлении того или иного заказа. Совершенно непонятно, как так получилось, что контракт на разработку «Булавы» еще в середине 2000-х годов был отдан КБ, которое специализировалось на «сухих» стартах ракет.
В-третьих, общая направленность работы гособоронзаказа. Ясно, что Россия сталкивается с возрастающей конкуренцией стран Запада и третьего мира на рынке вооружений. И поэтому наш импорт должен расти. Не понятно, почему он растет за счет внутренних поставок. Общее сокращение армии, кажется, затронуло и техническую составляющую. А срыв прошлогодних поставок оттягивает конечные сроки модернизации Российской армии на 2020-е годы. Это означает, что наша армия, которая находится в промежуточном положении между крупной сухопутной и более мелкой, но мобильной, будет неспособна выполнять ни старые, ни новые возложенные на нее задачи. Стимулирование роста оборонных предприятий может решить проблему повышения внутреннего покупательного спроса, а также дать толчок всей промышленности страны и научно-техническому комплексу в частности.
Вместо этого министерство продолжает политику ликвидации «неликвида». Так, на наших глазах происходит банкротство «легенды» вооружений – Ижмашского НПО, который будет реформирован в ОАО.В итоге, отрасль требует масштабных кадровых перестановок и изменения самих подходов в работе, что не наблюдалось с момента некоторых передвижек внутри Минобороны в прошлом году. Иначе воронка проблем в этой сфере затянет Россию неизвестно куда.
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна