23.04.2012 | Игорь Бунин
Избиратели голосовали за Меланшона, чтобы заставить Олланда "полеветь", и наказывали Саркози, выбирая Марин Ле Пен.
В первом туре два победителя. Один из них - Олланд. Впервые лидер социалистической партии в первом туре опережает лидера правых. Олланд на полтора пункта переиграл Саркози. Надо сказать, Саркози до последнего момента надеялся, что будет первым. Это, конечно, не самое главное, но симптом поражения налицо.
Вторая сенсация - Марин Ле Пен набирает больше, чем ее отец в 2002 году, когда он вышел во второй тур. В общем, у нее один из лучших результатов Национального Фронта за всю его историю. Причем предполагалось, что Саркози удастся вырвать электорат у Национального фронта, но ничего не получилось.
Главная причина заключается в том, что Олланд использовал понятие "полезное голосование" и отнял в результате голоса у Меланшона. Вся идеология Саркози, построенная на безопасности и борьбе с иммиграцией, была вторичной, и крайне правый избиратель решил вернуться к первоисточнику – Национальному фронту.
Третья сенсация – локальная, мелкого масштаба. Меланшон фактически восстановил коммунистический электорат. Если вспомнить, в прошлый раз коммунисты получили меньше 2 процентов. Сейчас - около 11 процентов голосов. Это крупный успех для левого кандидата. Меланшон сначала консолидировал коммунистический электорат, потом взял электорат троцкистов, а потом, используя коммунистическую идеологию, даже привлек других избирателей.
Так что, если коммунистическая партия во Франции мертва, то коммунистическая культура все-таки сохраняется. Результат – 4 место. Вполне прилично, если сравнивать с предыдущими выборами. Но Меланшон ожидал большего и разочарован.
Пятое место занял Байру – постоянный кандидат-центрист. В 2007 году у него был крупный успех – 16 процентов голосов, сейчас - всего 8.
Избиратели поделились на две группы. Одна сразу выбрала своего фаворита, другая меняла свои предпочтения в ходе голосования. Это данные исследований. Вторая группа с наибольшей пользой выразила свой протест при голосовании: присоединялась к Меланшону, чтобы заставить Олланда "полеветь", и наказывала Саркози, который, в общем, не очень нравится французам, голосуя за Марин Ле Пен.
Из чего может сложиться победа Олланда во втором туре? Почти 90 процентов избирателей Меланшона и других левых кандидатов присоединятся именно к нему. Электорат Национального Фронта распределится примерно так - 20 процентов готово проголосовать за Олланда из нелюбви к Саркози, примерно столько же воздержатся, а около 30 процентов проголосуют за Саркози.
Сторонники Байру распределяются также на три примерно равные части, и треть уйдет к Саркози. Думаю, такой перевес и соотношение сил изменить за 2 недели невозможно, и 6 мая мы будем иметь кандидата-социалиста. Если вдруг, ни с того ни с сего, Саркози сумеет победить, это будет не просто чудо, а сверхчудо!
Сейчас он предложил Олланду три раза сойтись на дуэли в теледебатах. Тот ответил, что достаточно одного. Как правило, это приносит одному из "дуэлянтов" 1, максимум 2 процента. Перевес в пользу Олланда это не отменит.
Игорь Бунин - Президент фонда "Центр политических технологий"
Статья опубликована на сайте ""Голос России"
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна