27.04.2012 | Татьяна Становая

5 компонентов Медведева

Вчера президент России Дмитрий Медведев дал интервью пяти российским телеканалам, включая как государственные, так и либеральный канал «Дождь». Медведев прощается с постом президента и презентует себя перед началом нового этапа его политической жизни. СМИ в целом были весьма разочарованы ответами действующего главы государства, который не сказал ничего нового, кроме того, что было уже известно. Однако, тем не менее, из всего объема сказанного можно выделить несколько статусов, с которыми Медведев заступает в свое премьерство.

Можно назвать пять основных статусов или имиджевых компонентов, которые Медведев презентовал в рамках своего интервью. Компонент первый – Медведев – либерал. Этот компонент наиболее проблемный в имидже действующего президента и будущего премьера, и поддерживать доверие к этому ему становится все сложнее. Тем не менее, в совокупности с недавним выступлением Медведева на Госсовете и некоторыми заявлениями в интервью, можно сказать, что образ либерала будет оставаться главным в имиджевой политике Медведева. Он говорил об «открытом правительстве», обещал заметно обновить кабинет министров, уважительно отозвался об участниках акций протестов на Болотной и Сахарова.

Второй компонент также присутствовал всегда, но сейчас он стал более выраженным. Это Медведев – консерватор. Вскоре он возглавит «Единую Россию», которую он назвал «сильной центристско-консервативной силой», а вовсе не правоцентриской, что было бы логично в случае прихода туда Медведева. От право-либеральной риторики, вероятно, принято решение отказаться в отношении «Единой России», чтобы сузить дистанцию между новым лидером и партией власти. Как консерватор (или даже «охранитель») Медведев также сделал ряд заявлений, жестко отозвавшись о девушках из группы Pussy Riot, иронично осудив голодовку Олега Шеина и обосновав «цензуру» на НТВ политической целесообразностью.

Третий компонент тесно связан с предыдущим. Это Медведев – «единоросс». В отличие от Путина, он не просто возглавит партию власти, но и станет ее членом, что, с одной стороны, открывает окно возможностей по взаимодействию с «ЕР», а с другой – ограничивает его возможности по политическому маневрированию между различными политическими силами. И хотя Медведева очень трудно представить «идеологическим» «единороссом», так ему, вероятно, будет проще выстраивать отношения правительства с парламентским большинством.

Четвертый компонент – политический премьер. Медведев, безусловно, не претендует на статус «технического» главы правительства. Он имеет собственную повестку дня, отличный от Путина набор приоритетов. И как бы не высмеивала публика «нанополитику» Медведева, его риторика вполне позволяет говорить о его политической состоятельности.

Наконец, пятый компонент – Медведев – бывший президент. Надо понимать, что сам факт работы 4 года президентом, победа на президентских выборах в 2008 году, участие в саммитах G20 и переговоры тет-а-тет с мировыми лидерами – все это не проходит бесследно. Это, безусловно, будет подталкивать Медведева к тому, чтобы попытаться, даже на посту премьера, войти в историю в качестве политика, меняющего облик России. В данном случае вопрос не в том, верят ли Медведеву или нет, или сможет он добиться успеха во главе кабинета или нет. Вопрос в том, что новую работу он будет воспринимать как продолжение нынешней, то есть как полноценную возможность определять основные направления государственной политики.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна