28.04.2012 | Александр Ивахник

Лорды уходят в прошлое?

В ближайшие годы Британия может расстаться с одним из главных своих отличительных атрибутов – верхней палатой парламента, к формированию которой граждане до сих пор не имеют никакого отношения. В завершающую фазу вступила подготовка реформы Палаты лордов – древнейшего в мире института законодательной власти. На днях были обнародованы предложения специально созданного правительством объединенного парламентского комитета, в который входили представители разных партий из обеих палат. Члены комитета выступили за введение выборности 80% членов Палаты лордов. Ожидается, что новые нормы будут одобрены уже летом, а первые выборы в реформированную верхнюю палату пройдут вместе с выборами в Палату общин в 2015 году.

Английская Палата лордов возникла еще в XIV веке и на протяжении нескольких столетий играла более весомую роль в законодательных делах, чем Палата общин, одновременно являясь высшей судебной инстанцией. В XIX веке, с ростом политического влияния буржуазии, значение Палаты лордов стало постепенно снижаться. Но основные изменения в институциональном положении верхней палаты произошли уже в XX веке, повсеместно принесшем массовизацию политики и демократизацию партий. «Парламентский акт» 1911 года существенно урезал полномочия Палаты лордов. Палата общин получила право принимать бюджет и другие финансовые законы без одобрения верхней палаты, по всем другим законам за ней сохранилось лишь право двухгодичного отлагательного вето. В 1949 году срок вето с двух лет был сокращен до одного года.

В 1958 году был принят «Акт о пожизненном пэрстве», впервые разрешивший пожизненным пэрам, которых монарх назначал по представлению премьер-министра, заседать в Палате лордов наряду с наследственными пэрами. Поскольку пожизненное пэрство давалось на основании заслуг и достижений перед страной, тем самым начал внедряться меритократический (наряду со старым аристократическим) принцип формирования верхней палаты. Кроме того, с 1958 года в Палате лордов могли заседать женщины.Тем не менее и после этого Палата лордов сохранила характер элитарного закрытого клуба, а ее политический состав оставался крайне консервативным. В подавляющем большинстве наследственные пэры пренебрегали своими парламентскими обязанностями, не являясь на заседания Палаты. В 1999 году лейбористское правительство сумело провести достаточно радикальный «Акт о Палате лордов». На тот момент в палату входило 1206 членов. Из них 788, т.е. почти две трети, составляли наследственные пэры (герцоги, маркизы, бароны, графы и виконты), около 360 – пожизненные пэры, 22 – судебные лорды и 26 – духовные лорды (иерархи Англиканской церкви). В результате реформы за аристократией было оставлено только 90 мест в палате, их обладатели избираются всеми наследственными пэрами. Таким образом, меритократический принцип формирования Палаты лордов стал преобладающим. Пожизненные пэры к тому времени назначались монархом по представлению не только премьер-министра, но и лидеров парламентских партий.

При лейбористском правительстве Тони Блэра в 2005 году был принят также «Акт о конституционной реформе», который предусматривал создание Верховного суда; таким образом, верхняя палата перестала выполнять функции высшей судебной инстанции. А вот попытки лейбористов внести элемент выборности в формирование Палаты лордов успехом не увенчались. В 2007 году законопроект, предусматривавший 100-процентную выборность пэров, был одобрен Палатой общин, но верхняя палата наложила на него вето. Когда после парламентских выборов 2010 года образовалось коалиционное правительство консерваторов и либерал-демократов, дело дальнейшего реформирования Палаты лордов подхватил лидер младших партнеров по коалиции, вице-премьер Ник Клегг. В конце прошлого года он объявил, что законопроект о реформе Палаты лордов будет включен в программу работы парламента на 2012 год. Клегг сообщил, что отправными положениями законопроекта станут сокращение численности палаты до 300 членов (сейчас в ней 788 пэров) и избрание 80% из них прямым голосованием граждан. Явно ориентируясь на менее приверженную традициям и более демократически настроенную молодежь, составляющую электоральную опору либерал-демократов, Клегг провозгласил: «Палата лордов в ее нынешнем виде является пощечиной принципам открытости, которые лежат в основе современной демократии».

Тем не менее, правительство все же сформировало объединенный парламентский комитет для углубленной проработки этого вопроса. Комитет согласился с тем, что 80% членов Палаты лордов должны избираться гражданами, но настаивает на том, что число пэров должно составлять 450, т.к. предлагаемых правительством 300 будет слишком мало для плодотворной законотворческой работы. Предполагается, что члены палаты будут избираться на один 15-летний срок – здесь (а также в сохранении 20% назначаемых пэров) налицо поиски компромисса между традициями и обновлением.

Наиболее проблемным для инициаторов законопроекта выглядит предложение парламентского комитета о вынесении предложений о реформе Палаты лордов на референдум. Ник Клегг решительно возражает против этого, что не удивительно, поскольку год назад была отвергнута на референдуме другая его инициатива – о реформе британской избирательной системы. Но прошлогодний результат был обусловлен тем, что предлагавшаяся новая система была очень запутанной и непонятной простым избирателям. Сейчас опросы показывают, что хотя реформа Палаты лордов не слишком волнует британцев, тем не менее 69% поддерживают переход к выборному принципу и лишь 23% выступают за сохранение статус-кво.

Премьер-министр Дэвид Кэмерон действует осторожно, учитывая традиционалистские установки многих членов и сторонников консервативной партии. Он высказывается в том духе, что этот вопрос не занимает центрального места в деятельности правительства, но в целом реформа разумна и ее стоит осуществить. Кэмерон не считает референдум необходимым, но и не исключает его проведения. Для многих британцев вопрос о реформе Палаты лордов, видимо, упирается не в принципиальные моменты, а в ее стоимость. Проведение референдума обойдется примерно в 100 млн. фунтов. Но и без референдума деньги потребуются. Избранным членам верхней палаты нужно будет платить постоянную зарплату (50 тыс. фунтов в год), а сейчас они получают вознаграждение только в случае присутствия на заседании. По предварительным прикидкам, финансирование составит 177 млн. фунтов в год вместо нынешних 77 млн. Для страны, правительство которой сейчас, после финансового кризиса, пытается экономить на всем, это не так мало.

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна