31.05.2012 | Александр Ивахник
Вчера мэр Москвы Сергей Собянин объявил о начале столичной реформы местного самоуправления. Выступая на VI съезде Совета муниципальных образований города, он сообщил, что до 2013 года полномочия муниципальных депутатов будут существенно расширены. Таким образом, долгий период почти полного безвластия органов местного самоуправления в Москве, кажется, заканчивается.
В настоящее время москвичи являются самыми обделенными в России жителями в плане возможностей влияния на устройство городской среды и перспективы развития города. Единственным уровнем выборного местного самоуправления в столице являются районные муниципальные собрания. В городе насчитывается 1560 муниципальных депутатов в 125 районах. Однако реальную власть в районах осуществляют управы, которые являются низовыми органами государственной исполнительной власти и подчиняются префектурам административных округов, которые в свою очередь подчиняются мэрии. В 2000-х годах при Юрии Лужкове реальные компетенции местного самоуправления были существенно урезаны. Сейчас полномочия муниципальных депутатов сводятся к организации опеки и попечительства, охране прав несовершеннолетних, организации досуга населения, проведению культурно-массовых и спортивных мероприятий, частичному влиянию на благоустройство придомовых территорий. В 2012 году общий объем бюджетов всех 125 муниципальных образований Москвы составляет всего лишь 6,8 млрд. рублей. Во вчерашнем выступлении Сергей Собянин признал: «Существующая сейчас система, когда все решения принимаются на уровне префектур и управ, не всегда эффективна. Это избыточная ответственность». Он добавил, что у муниципалитетов наблюдается «недостаток полномочий для отстаивания интересов москвичей» и надо обеспечить «непосредственное участие граждан в управлении двором, кварталом, районом».
Какие же новые права получат муниципалы? Прежде всего, городские власти готовы предоставить муниципальным образованиям право согласования всех адресных перечней капитального ремонта многоквартирных домов, благоустройства дворовых территорий, районных парков и скверов. Мэр Москвы подчеркнул, что без согласия муниципальных собраний эти проекты вообще не должны реализовываться. В 2012 году из городского бюджета на цели капремонта и благоустройства выделено 26 млрд. рублей. Эти средства и впредь останутся в распоряжении районных управ. Они же продолжат проводить конкурсы и заключать договоры с подрядчиками. Однако без санкции муниципалов потратить выделенные из городского бюджета средства будет невозможно. Важно, что местные депутаты будут официально входить в состав комиссий, которые осуществляют открытие, начало и приемку работ по ремонту и благоустройству, а также контролируют качество работ и их соответствие проектной документации. Без подписи депутатов работы не будут оплачиваться.
Во-вторых, муниципальным образованиям будет предоставлено право согласования проектов строительства объектов, обслуживающих жителей конкретных районов, в том числе магазинов, рынков, аптек, кафе, АЗС, гаражей, спортивных сооружений, а также храмов шаговой доступности. Согласование строек должно происходить на этапе подготовки градостроительной документации. У муниципальных собраний появится право вето в сфере строительства: если две трети депутатов не согласуют сооружение какого-либо объекта, его не будут строить. На принятие решений депутатам отводится не более месяца.Возможно, наиболее принципиальным элементом реформы является то, что муниципальные собрания получат инструмент контроля за деятельностью районных управ. Главы управ должны будут ежегодно отчитываться перед депутатами, при этом последним будет предоставлено право двумя третями голосов выражать недоверие главе управы. Депутаты будут также заслушивать отчеты руководителей таких районных учреждений, как поликлиники, инженерные службы, управляющие компании, занимающиеся обслуживанием домов.
Наконец, со следующего года районам из городского бюджета будет выделяться дополнительная сумма (в 2013 году 5 млрд. рублей – по 40-50 млн. рублей на район) для решения неотложных проблем районов и реализации индивидуальных проектов благоустройства. Распределять эти средства муниципалитеты будут самостоятельно.
Мэр Москвы сообщил, что изложенная им реформа местного самоуправления должна будет пройти общественное обсуждение, после чего в течение нескольких месяцев на городском уровне будут разработаны и приняты необходимые нормативные акты.
Эксперты и независимые муниципальные депутаты отмечают, что предложенные московской мэрией преобразования носят недостаточно далеко идущий характер. В частности, крупные строительные объекты (жилые дома точечной застройки, офисно-деловые центры) останутся в полной компетенции городских властей, и воспрепятствовать возведению таких объектов органы местного самоуправления не смогут. Муниципальные собрания по-прежнему не будут иметь права голоса в назначении глав районных управ. Да и чтобы инициировать отзыв главы управы, необходимо собрать две трети голосов, а такую долю независимые от власти депутаты имеют лишь в муниципальном собрании района Пресня. Кроме того, реформа предусматривает, что новые полномочия местного самоуправления будут не собственными, а делегированными от государственной власти. А это значит, что мэрия сможет отзывать эти полномочия у особо строптивых муниципальных собраний, условия для этого будут специально прописаны в законе. Сторонники радикального варианта муниципальной реформы считают, что районные управы вообще должны быть ликвидированы, а их полномочия переданы муниципалитетам.
Тем не менее, если сравнивать с сегодняшними, преимущественно декоративными функциями московских муниципальных органов, нельзя не признать, что объявленные Сергеем Собяниным меры серьезно расширяют полномочия местного самоуправления, его возможности влиять на действия исполнительной власти на низовом уровне. Естественно, возникает вопрос: почему эти меры предложены именно сейчас. Лежащее на поверхности объяснение – заметно изменившийся в результате местных выборов 4 марта состав муниципальных собраний. Кандидаты, выдвигавшиеся по спискам «Справедливой России», КПРФ, «Яблока» или в качестве независимых самовыдвиженцев, получили в них около трети мест. Оппозиционные депутаты сразу начали остро ставить вопрос о расширении прав муниципального самоуправления и в ряде случаев вступать в конфликтные отношения с управами. Второй фактор – предстоящее с 1 июля расширение границ Москвы. Сергей Собянин однозначно гарантировал сохранение прав местного самоуправления на присоединяемых территориях. Однако это сделало бы еще рельефнее отсутствие этих прав в районах «старой» Москвы.
Наконец, московская власть, несомненно, учитывает общую морально-психологическую атмосферу в городе, широкое распространение здесь протестных настроений. При этом организованная гражданская оппозиция все настойчивее выдвигает лозунги досрочного прекращения полномочий избранной в 2009 году с грубейшими злоупотреблениями Московской городской думы, а возможно, и назначенного мэра. Лига избирателей объявила о проведении 12 июня «общественного собрания», на котором будет обсуждаться вопрос об инициировании общегородского референдума о переизбрании Московской городской думы. В такой ситуации столичная мэрия пытается перехватить инициативу и предложить свою, более спокойную для власти повестку дня для диалога со ждущим перемен обществом.
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна