27.07.2012 | Александр Ивахник
Накануне премьер-министр Дмитрий Медведев провел очередное заседание своего «Открытого правительства», на этот раз посвященное обсуждению новой версии закона «Об образовании». Действующий закон был принят на заре постсоветской эры, в 1992 году, и явно не соответствует реалиям сегодняшнего дня, не говоря уже о задачах на будущее. Сама же российская система образования, давно утратившая прежние передовые позиции в глобальном измерении, страдает не только от недостатка финансирования, но и от неповоротливости организационных форм, а главное – низкого качества преподавания.
Предложения по реформированию системы образования, исходившие в последние годы от Минобрнауки, вызывали бурные дискуссии не только в преподавательском сообществе, но и среди обычных граждан. И это понятно – ведь эта сфера, так же как обеспечение правопорядка или здравоохранение, непосредственно затрагивает интересы практически каждой семьи. При этом зачастую реакция общественности на министерские инициативы была крайне нервной, что объяснялось как общей непопулярностью министра Фурсенко, так и нечеткими формулировками предложений, допускавшими различные толкования и мифотворчество. В результате законопроект «Об образовании», подготовленный Минобрнауки в 2009 году, неоднократно перерабатывался и дорабатывался, по поручению президента Медведева был размещен на министерском сайте в конце 2010 года для общественного обсуждения и до сих пор даже не внесен в Госдуму. Как заметил на вчерашнем заседании Медведев, «я даже не припомню, какой законопроект у нас так долго обсуждался и так долго принимается». Но рано или поздно всё заканчивается, подчеркнул нынешний премьер, надо ставить точку и закон все-таки принимать. Он сообщил, что на следующий день законопроект будет рассмотрен на заседании уже реального правительства и сразу внесен в парламент.
Правда, в таком случае не совсем ясно, зачем было устраивать обсуждение законопроекта с экспертами «Открытого правительства», ведь за один день внести в него заметные коррективы не реально. Однако обсуждение не оказалось пустым, а наиболее развернутым и содержательным было выступление первого зампреда профильного комитета Госдумы, коммуниста Олега Смолина, автора альтернативного законопроекта «О народном образовании», который фракция КПРФ внесла в парламент в начале 2012 года. Не вдаваясь в идеологическую полемику, представитель компартии начал с признания того, что в процессе обсуждения правительственный законопроект существенно улучшился и по ряду позиций близок к законопроекту КПРФ.
Однако затем Смолин охарактеризовал основные принципиальные моменты, которые не устраивают разработчиков альтернативного законопроекта в официальном проекте и шире – в правительственной образовательной политике. Во-первых, финансовые гарантии развития образования. Смолин отметил, что в России по официальным данным уровень расходов на образование составляет 4,2% ВВП, а по международным оценкам этот уровень для стран, планирующих модернизацию, должен быть не ниже 7% ВВП. Во-вторых, социальные гарантии. Правительство ставит цель довести зарплату школьных учителей до средней по региону. Однако на практике это часто достигается за счет того, что учителя работают на полторы-две ставки в ущерб качеству преподавания. Нужно четко зафиксировать, что среднему уровню зарплаты по региону должна соответствовать именно одна ставка учителя. Далее. В предвыборных статьях Путина было предложение увеличить зарплату вузовских преподавателей до уровня в две средние зарплаты по региону, но сейчас эта тема обходится молчанием. Нужно включить в закон предложение Путина, возможно, с отсрочкой введения. А размер студенческих стипендий необходимо привязать не к минимальной заработной плате, а к прожиточному минимуму как более объективному показателю.
В-третьих, применительно к бурно обсуждавшимся в обществе федеральным государственным школьным стандартам коммунисты предлагают включить прямо в закон обязательный набор предметов, так называемый «золотой стандарт», и дать возможность ученику выбирать базовый или профильный уровень. В-четвертых, ссылаясь на мнение вузовского сообщества, Смолин выступил против принятой правительством линии на значительное сокращение количества вузов в России за счет мелких и средних, поскольку качества образования далеко не всегда зависит от размера вуза. Наконец, Олег Смолин предложил ввести сдачу ЕГЭ на добровольной основе с сохранением всех возможностей, связанных с ЕГЭ, или компромиссную версию, а именно – сохранить название ЕГЭ, но отказаться от тестоподобных заданий, как это сделано в математике, и ввести элементы устного экзамена в гуманитарных предметах, как это сейчас предлагается в иностранном языке.
Глава правительства подробно и благожелательно прокомментировал выступление Олега Смолина, начав с того, что многие озвученные позиции ему не только понятны, но и близки. Осторожно высказавшись по поводу реально доступного для России уровня финансирования образования, Дмитрий Медведев признал, что внутри правительства есть противоречия между Минфином и Минобрнауки относительно темпов повышения зарплат преподавателей. Он вновь подтвердил точку зрения правительства, что общее количество высших учебных заведений в России «превосходит все разумные рамки», поэтому «Карфаген должен быть разрушен, а значительная часть вузов, которая не отвечает современным критериям, должна быть реорганизована, а в конечном счете закрыта, это мое абсолютное глубочайшее убеждение». Зато в том, что касается ЕГЭ, премьер-министр высказал готовность к поиску компромисса. Он признал, что его представления о ЕГЭ меняются, что ЕГЭ должен совершенствоваться, и внедрение в него новых компонентов абсолютно неизбежно. В частности, Медведев согласился, что нужно будет обязательно использовать устный компонент, и не только по иностранному языку, но и по значительной части предметов гуманитарного цикла. Также глава правительства признал рациональность предложений Смолина относительно обязательных школьных стандартов и заявил, что по этому вопросу нужно еще провести дополнительный диалог: что здесь должно все-таки быть включено в обязательный набор? По итогам дискуссии Олег Смолин обещал, что фракция КПРФ поддержит в Госдуме правительственный законопроект, если он по максимуму учтет предложения альтернативного проекта коммунистов.
26 июля законопроект «Об образовании» был рассмотрен и одобрен на заседании правительства и через неделю после небольших доработок будет внесен в парламент. Министр образования Дмитрий Ливанов предположил, что законопроект пройдет первое чтение в октябре, а в начале следующего года может быть принят в окончательном виде. Однако если правительство Медведева действительно намерено не протаскивать новый закон об образовании голосами одной «Единой России», как было принято в последнее время, а добиваться солидарного голосования оппозиционных фракций, то это потребует серьезного и обстоятельного диалога с взаимными уступками, а значит, принятие закона может затянуться. Впрочем, в таком принципиально важном для всего общества вопросе торопиться не стоит.
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна