22.08.2012 | Алексей Портанский

ВТО уже не мечта, а реальность

22 августа вступает в силу Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации. Наконец, на официальном сайте ВТО под 156-м номером Россия появится в списке стран-членов. Немедленным следствием этого станет обретение страной всех прав члена ВТО, в том числе права голоса при принятии решений внутри Организации, т.е. Москва сможет влиять на процесс выработки правил мировой торговли. Что касается принятых Россией при присоединении обязательств по либерализации рынков, то они также вступают в силу сразу, однако реализовываться будут постепенно в течение переходных периодов, растянутых от двух до семи лет.

Никакого обвального и быстрого снижения импортных таможенных пошлин, разумеется, опасаться не следует. Тем не менее, первые понижения тарифных ставок произойдут сразу, однако коснутся главным образом тех товаров, пошлины на которые были повышены в кризисные 2008-2011 гг. в рамках применения "антикризисных мер". Эти временные ставки теперь утрачивают силу. В частности, такая мера сразу затронет новые легковые автомобили, пошлина на которые снизится с сегодняшних 30% до 25%, после чего конечный уровень 15% будет достигнут только через 7 лет. В целом условия, на которых Россия становится членом ВТО, сбалансированы, это означает, что ни одна отрасль не подвергается системным рискам.

Однако в день, когда Россия после невероятно долгого 18-летнего пути, наконец, обретает членство в ВТО, необходимо сказать что-то более весомое, нежели изменение ставок импортного тарифа.

Если мыслить наиболее простыми категориями, то еще в одной важнейшей международной сфере Россия отказывается от своей «особости» и становится как все, на равных с другими. Это означает, что мы теперь связаны общепринятыми международными правилами игры в торговле, что дает двойной положительный эффект. На внешней арене у наших партнеров исчезает предлог дискриминировать Россию по причине несоответствия принципам и нормам многосторонней торговой системы. Для справки напомню, что на сегодняшний день Россия остается одной из самых дискриминируемых экономик в мире: против российских производителей и экспортеров действует нынче 73 ограничительные меры в 19 странах мира. Ежегодная потеря от этого превышает 2,5 млрд. долларов. Разумеется, цифру этих потерь придется снижать постепенно.

Не менее значим внутренний положительный эффект. Как известно, одной из хронических системных проблем нашей экономики остается крайне нездоровая конкурентная среда. Оздоровить ее, не прибегая к либерализации рынков, не впуская к себе иностранные товары, услуги, технологии, не представляется возможным, хотя некоторые особо «патриотически» настроенные политики и простые граждане с этим несогласны. А если удастся реально улучшить конкурентную среду, это может принести совсем уже неожиданные результаты – логическим следствием станет уменьшение уровня коррупции. Какой бы невероятной не казалось сегодня такая надежда, она является практически последней. В условиях, когда ни одна антикоррупционная кампания в стране не дала результата, реальным средством для борьбы с коррупцией остается только внешний рычаг.

Повторю мысль, которую уже высказывал ранее: Россия исчерпала возможности дальнейшего роста на основе продажи углеводородного сырья. Доходы от экспорта нефти и газа будут снижаться. Теперь, чтобы наш внешнеторговый баланс не ушел в ноль или даже в минус, придется экспортировать готовые товары и услуги. Понятно, что сначала их нужно произвести и чтобы они были конкурентоспособными. Поверим, что сможем это сделать. Дальше их надо продать на внешнем рынке. А для этого надо иметь гарантированный свободный выход на эти рынки. Такую гарантию дает сегодня только членство в ВТО.

Успех от членства в ВТО не приходит автоматически. На него можно рассчитывать при условии активной роли внутри Организации. Это означает необходимую адаптацию внешнеэкономического аппарата правительства к работе в условиях ВТО, освоение огромного массива накопленного странами-членами опыта по защите национального рынка, ведению споров и пр. Для решения этих задач нужны высококвалифицированные кадры. В первую очередь они потребуются для госслужбы, для крупных предприятий – участников внешнеэкономической деятельности, а также для консалтинговых компаний и адвокатских бюро, к которым должен будет обращаться за юридической помощью бизнес. Таких кадров в нужном количестве в стране сегодня нет. Почему-то вовремя об этом не подумали. Теперь придется наверстывать.

Алексей Портанский – профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна