14.12.2012 | Александр Ивахник

Зигзаги политической реформы

Вчера президент Владимир Путин, словно в компенсацию долгого отсутствия на публике, провел третье на этой неделе заметное мероприятие. На этот раз он встретился с консультативным Советом законодателей, состоящим из представителей обеих палат парламента, а также председателей региональных законодательных органов власти. На встрече глава государства прокомментировал некоторые темы из произнесенного накануне послания Федеральному Собранию, изложил свою позицию, впрочем, вполне ожидаемую и стандартную для российских официальных лиц, относительного «закона Магнитского» и подготовленной законодательной реакции на него. Но наибольшее внимание привлекло обсуждение на встрече с законодателями электоральных нововведений. Была поднята тема прямых выборов губернаторов, и замечания Путина на этот счет прозвучали явным диссонансом с его электоральными предложениями накануне.

В послании Федеральному Собранию президент предложил вернуться к смешанной системе формирования Госдумы по пропорциональным и одномандатным округам, а также обещал подумать о восстановлении возможности формирования избирательных блоков. Это предложение было воспринято экспертами как шаг вперед в сфере политической реформы, способствующий развитию реальной конкуренции на парламентских выборах, консолидации многочисленных недавно образованных партий и появлению на федеральном уровне новых политических фигур. Другим важнейшим элементом политической реформы, осуществленным еще при президенте Медведеве, было возвращение прямых выборов губернаторов. Конкретное наполнение этой инициативы власти – высокий обязательный муниципальный фильтр при регистрации кандидатов, возможность использования президентского фильтра – вызвало критику оппозиционных партий и независимых экспертов. Выборы 14 октября, когда в пяти регионах впервые с 2004 года избирались губернаторы, наглядно показали, что муниципальный фильтр является эффективным орудием партии власти и препятствует реальной конкуренции. После этого в партийно-политических кругах оживилась дискуссия о необходимости его отмены или по крайней мере смягчения. 13 ноября Конституционный суд РФ начал рассмотрение запроса депутатов Госдумы от КПРФ и «Справедливой России» относительно соответствия муниципального и президентского фильтров Основному закону страны.

Вчера на заседании Совета законодателей речь пошла отнюдь не об отмене фильтров, препятствующих праву граждан непосредственно избирать руководителя своего региона. Под сомнение была поставлена универсальность прямых выборов глав субъектов РФ, только начавших возвращаться в политическую практику. Председатель парламента Северной Осетии Алексей Мачнев обратил внимание на то, что тема наделения полномочиями глав регионов весьма актуальна и злободневна, сложна и многогранна, особенно в национальных республиках Северного Кавказа. «Видя, как проходят выборы в ряде наших субъектов, мы не можем не замечать то, что в этом процессе происходит накал общественно-политической ситуации, что в худшую сторону меняется социально-экономическое положение. Это делается целенаправленно. Ряд политических лидеров, а я бы даже сказал не политических лидеров, а политиканов, раздувают межнациональные конфликты, межконфессиональные противоречия. Это угроза государственной безопасности и угроза безопасности нашего населения», – поделился своими сомнениями глава североосетинского парламента. На его взгляд, существующие в законе фильтры не всегда являются эффективными, регионам «должна быть предоставлена возможность и другого варианта выборов глав субъектов». Мачнев предложил следующую схему: партии, имеющие свое представительство в законодательном органе субъекта, предлагают президенту России несколько кандидатур, предварительно прошедших обсуждение с региональными отделениями всех политических партий. После этого президент предлагает законодательному органу субъекта две-три кандидатуры, и из них депутаты избирают главу региона.

В ответ президент Путин, отметив востребованность обществом прямых выборов глав регионов, в то же время признал, что затронутая Мачневым тема является чрезвычайно важной. Далее он обратил внимание на существование в России регионов, где существует не одна, а две или несколько титульных наций, в таких регионах прямые выборы глав могут стимулировать тенденцию к расколу, к дальнейшему дроблению регионов, и этого нельзя допустить. Конкретные регионы Путин не назвал, но, очевидно, речь могла идти о Дагестане, Карачаево- Черкесии и Кабардино-Балкарии. По мысли президента, оставаясь в рамках существующего территориального деления, нужно найти формулу, которая была бы приемлема для таких субъектов Федерации, но при этом нельзя для одних субъектов создавать одни правовые нормы, а для других другие, иначе можно расколоть единое правовое поле государства. «Может быть, Алексей Васильевич [Мачнев] и прав… Я просто не готов сейчас в деталях ответить на все ваши вопросы, потому что это требует специального рассмотрения и дискуссии, но, может быть, так, как Вы предложили, дать право всем, но тогда уже всем субъектам Федерации, учитывать свою специфику при решении этого очень важного вопроса», – предположил Путин.

Правда, глава государства уточнил, что дать право – это не значит «побуждать подавляющее большинство субъектов Федерации возвращаться к каким-то прежним формулам». Те регионы, которые хотят сохранить прямые выборы губернаторов, не только имеют право это сделать, но и должны так поступить. А там, где люди чувствуют для себя угрозы дестабилизации, межэтнических конфликтов, там нужно предоставить право более гибко решать вопросы подобного рода. «Но это требует отдельного, очень серьезного рассмотрения. Давайте такую дискуссию – абсолютно открытую, прозрачную и честную – проведем, а потом примем соответствующее решение», – резюмировал президент.

Рассуждения Владимира Путина нельзя назвать надуманными. Северному Кавказу действительно свойственна этническая пестрота и связанные с этим сложные противоречия и конфликты. Но является ли это поводом для коррекции только введенного в действие законодательства в сторону отказа от универсального принципа прямых выборов региональных руководителей? В конце концов, до 2005 года главы регионов избирались всеобщим голосованием граждан, но Дагестан при этом был исключением. Что касается республик с двумя титульными нациями, то изменение процедуры выборов не решит базовой проблемы: глава региона все равно будет восприниматься как представитель одной конкретной нации.

Признанная Путиным незавершенность законодательного закрепления прямых выборов глав регионов будет мешать практическому укоренению этого института. А отказ от принципа обязательности прямых выборов может побуждать тех руководителей регионов, которые не чувствуют уверенности в своем электоральном потенциале, отказываться от этой процедуры, ссылаясь на разнообразные обстоятельства, не связанные с межэтническими противоречиями. Готовность, с которой президент Владимир Путин вчера согласился с возможностью пересмотра законодательства о прямых выборах глав субъектов РФ, свидетельствует о том, что у него так и не сложилось цельной концепции реформирования явно нуждающейся в обновлении политической системы страны.

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна