16.01.2013 | Михаил Агаджанян
Последние дипломатические встречи вовлечённых в развитие ситуации вокруг Сирии внешних акторов выявили совпадение их позиций. Консультации заместителя министра иностранных дел России, спецпредставителя президента России по Ближнему Востоку Михаила Богданова с коллегами из Турции и США в итoговых формулировках содержали упоминание приверженности сторон положениям Женевского коммюнике «Группы действий» от 30 июня 2012 года…
О необходимости достижения политического решения, основанного на Женевских договоренностях июня прошлого года, было заявлено по окончании трёхсторонней встречи по Сирии с участием Богданова, первого заместителя госсекретаря США Уильяма Бернса и совместного спецпредставителя ООН и ЛАГ Лахдара Брахими. Позитив данной встречи был усилен заявлениями Брахими о невозможности военного решения конфликта в Сирии. При этом, однако, из слов спецпредставителя ООН и ЛАГ можно было понять, что к фиксации конкретных договорённостей между Россией и США встреча в Женеве не привела.
Заявления дипломатов о приверженности букве и духу Женевского коммюнике «Группы действий» - это важный элемент в понимании складывающейся вокруг Сирии ситуации. Важный, но не определяющий. Главные недруги режима Башара Асада на декларативном уровне выражают поддержку мирному урегулированию в Сирии, прекрасно осознавая, что вектор конфликта уже запрограммирован на военный алгоритм егo развязки.
Приверженность мирному урегулированию на основе Женевского коммюнике критически важна Соединённым Штатам, Турции, Великобритании, Франции для поддержания контактов с российскими дипломатами на конструктивном уровне. Консультации с российской стороной вокруг Сирии будут продолжены, так же, как будет продолжен подход евроатлантистов к выбиванию из-под режима Асада любых внутренних и внешних опор.
У крупнейших членов НАТО и ЕС нет единого плана смены власти в Сирии, но есть консенсус вокруг принципа «Сирия без Асада». Продолжающиеся среди евроатлантистов брожения можно наблюдать в рамках ЕС, выработка единой внешнеполитической позиции которого по острым международным проблемам не самая сильная сторона его деятельности последних лет. В коллективном голосе Европы пока больше сдержанности, чем настроя на самые решительные шаги в Сирии.
Франция и Великобритания проводят в ЕС линию на выход за рамки предыдущего невыразительного курса, ограничивающегося введением санкций против Дамаска и оказанием гуманитарной помощи. Принципиальный на сегодня вопрос во внешнеполитической повестке ЕС по Сирии – это возможность оказания оппозиции не только дипломатической и гуманитарной поддержки, а переход к поставкам ей вооружений и военной техники. Париж и Лондон формируют в ЕС полюс адептов начала вооружения объединённой сирийской оппозиции и её признания единственным законным представителем народа Сирии. На другом полюсе формируется группа европейских государств, членов НАТО, с выжидательным подходом. В группу сторонящихся принятия однозначных решений по Сирии входят Германия, Испания, Нидерланды, Швеция.
Разрыв коллективной Европы между стремлением фрaнцузов и британцев быстрее определиться и настроем немцев, шведов, испанцев на осторожность был виден по итогам саммита ЕС 13-14 декабре 2012 года. Итоговые решения саммита в части сирийского конфликта содержали упоминание полной поддержки сирийской оппозиции в её борьбе с «нелегитимным» режимом Асада. Но вопрос предоставления реальной военной помощи был вновь обойдён стороной.
ЕС стоит на позициях создания в Сирии «заслуживающей доверия альтернативы нынешнему режиму» (формулировка из итогового документа заседания Совета министров иностранных дел ЕС от 10 декабря 2012 года) и пока воздерживается от принципиальных шагов в военном конфликте внутри ближневосточной страны.
Между тем, нельзя не заметить завуалированный дрейф европейских членов НАТО к более решительным шагам. Осторожность Германии и Нидерландов не помешала им направить по две батареи комплексов «Пэтриот» в Турцию для дислокации впритык к северным границам Сирии.
В политических и экспертных кругах ЕС крепнет понимание того, что объединённая Европа не может проводить эффективную стратегию по Сирии в частности и на Ближнем Востоке в целом без задействования военного компонента, а также без тесных консультаций с Россией, Китаем и учёта их мнения.
Наращивание военного компонента вовлечённости с параллельной интенсификацией (во многом с целями некой «компенсации») политических консультаций с Москвой характеризует не только европейский подход к текущим развитиям вокруг Сирии.
Вашингтон и Анкара также придерживаются позиции устных деклараций в поддержку мирного урегулирования на фоне развёртывания своих военных ресурсов на Ближнем и Среднем Востоке.
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна