13.02.2013 | Татьяна Становая
Российские оппозиционные блогеры продолжают разоблачение депутатов от «Единой России», публикуя данные о наличии у них шикарной недвижимости за рубежом. Алексей Навальный обнародовал в своем блоге информацию о двух апартаментах у Владимира Пехтина, который руководит комиссией Госдумы по этике. Сам Пехтин все отрицает и обещает «заняться» Навальным.
В ситуации вокруг разоблачения «единороссов» можно выделить три ключевых момента. Момент первый – это юридический. Формально депутатам не запрещено иметь недвижимость за рубежом. Более того, Владимир Путин, который на днях внес в Госдуму законопроект о запрете иметь иностранные счета, право владеть недвижимостью оставил в силе. Однако юридическое нарушение тут есть: Пехтин не включил данные о недвижимости в свои декларации, хотя обязан был сделать это. Навальный выложил ссылки на документы из открытых американских интернет-источников, из которых следует, что Владимир Пехтин вместе с сыном Алексеем в настоящий момент владеет двумя квартирами в Майами-Бич (штат Флорида) стоимостью 540,900 долларов и 1,275,000 долларов, а также участком с домом и бассейном во Флориде, который обошелся им более чем в 400,000 долларов. Таким образом, суммарная стоимость имущества превышает 2 миллиона долларов. Ранее, стоит напомнить, блогер Александр Мальгин обнаруживал неучтенную недвижимость у Владислава Третьяка. И тоже в Майями.
Поэтому с юридической точки зрения, Пехтин оказался в щекотливой ситуации: на это должны отреагировать правоохранительные органы, а также комиссия по этике Госдумы, руководит которой как раз сам Пехтин (по словам депутата, в случае рассмотрение его вопроса, руководить работой комиссии будет его зам). При этом понятно, что вопрос о Пехтине будет решаться не следователями, а сотрудниками администрации президента и самим главой государства. Поэтому если будет решено депутата «отмазывать», то публика с большим интересом будет ждать, какое же оправдание видному «единороссу» будет найдено. Однако в любом случае, Навальный своими разоблачениями явно поставил в крайне неудобное положение и самого Пехтина, и партию власти, и Кремль: опровергать обнародованные документы было бы самой непродуктивной позицией.
Второй момент – этический. Даже если бы Пехтин задекларировал свою недвижимость, возникает вполне закономерный вопрос – на какие деньги она приобретена. Тут образуется сразу целый букет проблем. Во-первых, «чистота» дохода. Во-вторых, проблема конфликта интересов и возможной коррупции. В-третьих, проблема политической адекватности «единороссов»: большинству представителей провластного электората не снились ни подобные «хоромы», ни Майями, и не вызывать общественное раздражение депутат Пехтин в такой ситуации уже не может. Причем если средний класс будет возмущаться сомнительностью доходов и незадекларированным имуществом, то простой бюджетник, который и есть основа электората «ЕР», будет просто тихо ненавидеть исходя из банальных «классовых противоречий».Но есть тут и третий, пожалуй, самый важный момент. Разоблачения Пехтина ставят большой вопрос перед Владимиром Путиным персонально. И вопрос этот звучит так: готов ли он действительно вводить контроль над заграничной «параллельной» жизнью своих «подчинённых» и верит ли он в то, что такой контроль будет эффективным. Конечно, если Алексей Навальный докопался до опубликованных документов, то и российские спецслужбы и другие контрольно-надзорные органы тоже вполне в состояние «прозондировать» российский парламент и чиновников на предмет исключительной лояльности Российской Федерации. Ведь, если у Вас дети и жены живут в другой стране, где также находятся недвижимость, платятся налоги, имеются счета и т.д., то лояльность в такой ситуации однозначно оказывается «двойная». И какая именно из двух лояльностей более приоритетная – большой вопрос.
Видимо, Путин тоже всерьёз об этом задумался, раз предложил принять законопроект, запрещающий иметь иностранные счета. Но он также показал, что не имеет достаточных ресурсов, чтобы пойти против бюрократии, запретив ей иметь и недвижимость. Никто также не может принять и закон, запрещающий детям российских чиновников учиться за границей (а как же инновации и модернизации?). Поэтому в отсутствие мощной правоохранительной системы и ручного управления у Путина есть только один инструмент воздействия – телефонный звонок «куда следует». Только срабатывать все это может лишь до тех пор, пока сам Путин может удерживать построенную им же «вертикаль» в состоянии высокой степени управляемости. А это непросто, когда оппозиционные блогеры стали перехватывать инициативу у непривыкшей к конкуренции российской власти.
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна