03.04.2013 | Александр Ивахник

Атака на агентов

Начавшаяся более месяца назад волна прокурорских проверок российских некоммерческих организаций приобрела беспрецедентный размах. На данный момент проверки, как правило, с участием ревизоров из других контролирующих ведомств, прошли более чем в 90 некоммерческих организациях в 24 регионах страны, в том числе в 35 организациях из Москвы и Петербурга. Всего же, как ожидается, они могут охватить до 2 тысяч НКО. Российские правозащитники воспринимают эту кампанию как «психическую атаку» на независимые от власти институты гражданского общества, как массированную акцию по выявлению и дискредитации «иностранных агентов» в российском третьем секторе, сигнал к которой дал президент Владимир Путин в своем выступлении на коллегии ФСБ 14 февраля.

По итогам проверок представители некоторых НКО, подвергшихся тотальной ревизии своей деятельности, опасаются больших штрафов и даже закрытия. Однако в последние дни кампания политического давления российской власти на организации гражданского общества стала вызывать протесты не только с их стороны, но и всё более жесткую реакцию из-за рубежа. Причем реакцию не просто в форме морально-политических сожалений, но на уровне государственных и межгосударственных структур и с прямыми указаниями на неблагоприятные практические последствия для отношений России со странами Евросоюза. Такому повороту событий способствовало то обстоятельство, что проверяющие на местах, стремясь угодить заказчикам кампании и ведомственному начальству, явно перегнули палку в отборе объектов для поиска «иностранных агентов». Помимо наиболее авторитетных и известных за рубежом российских правозащитных организаций прокуроры и другие контролеры стали являться в российские представительства международных организаций: Amnesty International, Human Rights Watch и Transparency International. Дальше – больше. На прошлой неделе сотрудники правоохранительных структур устроили внезапные проверки в российских филиалах двух уважаемых немецких фондов – Конрада Аденауэра в Санкт-Петербурге и Фридриха Эберта в Москве. Причем в фонде Аденауэра не только изучалась документация, но и были изъяты компьютеры – рутинная практика для наших силовиков. О том, что фонд Конрада Аденауэра связан с Христианско-демократическим союзом, председателем которого является канцлер Германии Ангела Меркель, видимо, никто не знал или не подумал.

Одновременно сотрудники прокуратуры и ФНС проверили и российские филиалы французской организации «Альянс Франсез» в Самаре, Ростове-на-Дону, Перми, Екатеринбурге и Владивостоке. Это культурно-лингвистическая общественная организация, цель которой – распространять французский язык и культуру в разных странах, ее филиалы в России работают при непосредственной поддержке посольства Франции в Москве. В Самаре ревизоры проверяли «Альянс Франсез» больше недели, пытаясь выяснить, за чей счет проводятся фестивали по изучению французского языка. «Прокуроры запросили наши финансовые документы, чтобы удостовериться в том, что средства, выделяемые посольством, используются в соответствии с уставом, который не предусматривает политической деятельности», – сообщил Эрик Антуан – директор филиала в Самаре, который работает одиннадцать лет и был открыт лично президентом Жаком Шираком.

Таким образом, объектами нескромного любопытства отечественных силовиков стали общественные организации сразу двух важнейших партнеров России в Европе – Германии и Франции. Реакция последовала незамедлительно. МИД Франции пригласил представителя российского посольства в Париже «для того, чтобы он дал объяснения по фактам проверок в ряде организаций, фондов и учреждений, среди которых и французская». Ответ Германии был более публичным и жестким. 27 марта посланник посольства РФ в Берлине был вызван в МИД ФРГ, где министр иностранных дел Германии Гвидо Вестервелле выразил ему «озабоченность в связи с действиями российских налоговых властей». «Препятствование деятельности германских фондов может нанести долгосрочный ущерб двусторонним отношениям. Мы ясно указали на это российской стороне», – прокомментировал ситуацию представитель германского МИД в интервью журналу Spiegel. А уполномоченный правительства Германии по сотрудничеству с РФ в сфере гражданского общества Андреас Шоккенхофф заявил газете «Коммерсант»: «Абсолютно неприемлемо, что офисы немецких НКО в РФ подвергаются обыскам, а сотрудники вызываются в прокуратуру. Также неприемлемо, что российские НКО, давно работающие в партнерстве с немецкими, вдруг попадают под подозрение в том, что являются иностранными агентами. Это противоречит духу сотрудничества ФРГ и РФ в сфере гражданского общества». Депутат от ХДС, глава комитета Бундестага по международным делам Рупрехт Поленц был еще более категоричен. В интервью Deutsche Welle он заявил: «Я считаю, что в данной ситуации очень сложно вести переговоры о либерализации визового режима для обладателей российских служебных паспортов. Вводить послабления для обладателей служебных паспортов сейчас, когда идет вся эта кампания против неправительственных организаций, было бы неверным сигналом».

Стоит напомнить, что долгие переговоры между Россией и Евросоюзом по облегчению визового режима идут по двум направлениям: обсуждается соглашение об упрощении визового режима для некоторых категорий граждан, имеющих так называемые служебные паспорта, и перспектива осуществления совместных шагов по переходу к безвизовому режиму для краткосрочных поездок всех граждан России и ЕС. При этом российская сторона отказывалась обсуждать вопрос о безвизовом режиме для всех граждан до тех пор, пока не будет гарантирован безвизовый режим для обладателей служебных паспортов, т.е. главным образом, чиновников. Германия, со своей стороны, на протяжении почти двух лет выступала против первоочередной отмены виз для обладателей служебных паспортов и лишь в начале марта сняла свои возражения.

И вот сейчас настроение в правящих кругах главной страны ЕС вновь ужесточилось, что отразилось и на позиции исполнительного органа Евросоюза. 1 апреля генеральный директор Еврокомиссии по внутренним делам Стефано Мансервизи сообщил «Интерфаксу», что усугубление ситуации с проверками иностранных НКО в России может повлиять на переговоры ЕС и Москвы по вопросу облегчения визового режима, в том числе для владельцев служебных паспортов. «Прямой связи между фактами проверок и переговорами по облегчению визового режима, а также по вопросу служебных паспортов нет. Однако, как мы уже заявляли много раз, переговоры проходят с учетом текущей ситуации, и она может повлиять на них, если будет становиться все хуже и хуже и выйдет за приемлемые рамки», – заявил Мансервизи.

Теперь российские власти стоят перед выбором: либо продолжать запущенную акцию по обеспечению послушания и лояльности в мире НКО в полном объеме и махнуть рукой на скорую перспективу безвизовых поездок в государства ЕС российских чиновников и бизнесменов, либо снизить накал кампании, умерить пыл проверяющих и попытаться убедить партнеров по визовым переговорам с ЕС, что ничего экстраординарного не происходит. Судя по осторожной и непривычно мягкой для нынешних дней реакции МИД РФ на заявление гендиректора Еврокомиссии по внутренним делам Мансервизи, пока для российских властей перспектива достижения договоренностей по снятию визовых ограничений сохраняет свою важность и актуальность.

Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна