12.04.2013 | Александр Ивахник
Решение проблемы, связанной с увеличением вдвое страховых социальных взносов для индивидуальных предпринимателей с 1 января 2013 года, сдвинулось с мертвой точки. Это непродуманное решение правительства, принятое осенью в рамках затянувшейся пенсионной реформы, сделало непосильным бремя платежей в ПФР для нижнего сегмента малого бизнеса и привело к тому, что более 400 тысяч предпринимателей – около 10% от их общего числа – аннулировали свою регистрацию. При этом часть из них действительно ликвидировала бизнес, другая – просто ушла «в тень», продолжая работать без уплаты налогов и выплачивая зарплату по серым схемам. 11 апреля вопрос о страховых взносах ИП обсуждался на совещании в Белом доме под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова. Было признано, что ситуацию необходимо менять, но окончательного решения по механизму поддержки ИП принято не было. 12 апреля представители фракции «Единой России» внесли в Госдуму законопроект, предусматривающий дифференциацию ставок страховых взносов для индивидуальных предпринимателей в зависимости от величины годового дохода. В тот же день глава правительства Дмитрий Медведев также высказался за дифференциацию ставок.
Прежняя ставка страховых взносов ИП, предназначенных для формирования пенсионных прав и обеспечения социальных выплат, формировалась по формуле на базе одного МРОТ, с 2013 года она стала строиться на базе двух МРОТ. В результате страховые взносы увеличились с 17 тыс. рублей в год до почти 36 тыс. Делалось это с целью сокращения дефицита бюджета ПФР и должно было принести, по расчетам правительства, около 47 млрд. рублей. Однако эта сумма никак не могла повлиять на решение проблемы гигантского дефицита Пенсионного фонда, превышающего 1 трлн. рублей, ведь страховые взносы самозанятых даже с учетом их повышения составляют менее 1% доходов ПФР. Более того, принятый осенью закон предусматривал, что в течение следующих двух лет взносы ИП в Пенсионный фонд должны вырасти еще больше. С 2014 года страховой взнос будет рассчитываться исходя из 2,5 МРОТ, с 2015 года – исходя из 3 МРОТ. При этом сам МРОТ каждый год также будет повышаться.
Столь жесткое решение правительства в отношении малого бизнеса было воспринято его объединениями как катастрофа и привело к необычно активным протестам, организатором которых выступила «ОПОРА России». После того как ее обращения к главе правительства, федеральным министрам и в Госдуму не возымели действия, «ОПОРА России» попыталась подключить к решению проблемы Общероссийский народный фронт. При ОНФ была сформирована рабочая группа по проблеме страховых взносов ИП, которую возглавил президент «ОПОРЫ России» Александр Бречалов. Ставка организованного малого бизнеса на ОНФ делалась, очевидно, с целью напрямую, через голову правительства, привлечь внимание его лидера – президента Владимира Путина. И эта ставка оправдала себя. 29 марта на конференции ОНФ в Ростове-на-Дону Бречалов обратился к главе государства с просьбой о защите индивидуальных предпринимателей, о возврате в 2013 году к размеру взносов прошлого года и о дифференциации ставок на будущее. Путин согласился с тем, что сложившаяся ситуация вызывает беспокойство и требует исправления. Президент заявил, что представители профильных министерств совместно с представителями малого бизнеса должны в течение двух недель разработать и представить соответствующие согласованные предложения, а он эти предложения примет. При этом Путин в качестве возможного пути усовершенствования системы страховых платежей привел следующий вариант: для тех индивидуальных предпринимателей, кто имеет годовой торговый оборот 350–360 тыс. рублей, – вернуться к одному МРОТ для исчисления ставок, для тех, кто получает больший доход – сделать какую-то шкалу, повышающую отчисления.
Совещание у первого вице-премьера Шувалова 11 апреля показало, что согласовать единую позицию всем заинтересованным сторонам в течение двух недель не удалось, вопреки поручению Путина. На совещании столкнулись две позиции. Представители Минэкономразвития, бизнес-объединений и Госдумы предложили ввести дифференциацию ставок с их понижением для ИП, имеющих оборот ниже 300 тыс. рублей в год. Представители Минфина, Минтруда и ПФР считают необходимым сохранить исчисление страховых взносов на базе двух МРОТ и субсидировать нуждающихся в этом ИП из бюджета развития малого бизнеса, выделенного Минэкономразвития. Правда, как механизм субсидирования будет работать на практике, пока не ясно; еще предстоит определить, по каким критериям распределять субсидии и какие категории бизнесменов смогут претендовать на льготы. Чтобы не затягивать принятие окончательного решения, участники совещания согласились с тем, что площадкой для активного обсуждения вопроса может стать Госдума.
На следующий день депутаты из фракции «Единой России», стремящиеся ныне не отставать от инициатив ОНФ, внесли в Госдуму проект поправок в закон о страховых взносах, предварительно одобренный всеми фракциями в думском комитете по экономической политике. Законопроект предлагает сохранить ставку, исчисляемую на базе одного МРОТ (размер страхового взноса составит 19425 руб. в год) для ИП с годовым доходом до 300 тыс. рублей. Для предпринимателей, чей годовой доход превышает эту сумму, предусмотрена ставка, исчисляемая исходя из одного МРОТ плюс 1% от разницы между фактически полученным доходом и суммой 300 тыс. рублей. По мнению авторов законопроекта, подобный дифференцированный подход к исчислению страховых взносов даст бизнесу с небольшими доходами возможность продолжать работать легально и не уходить «в тень», а более крупным индивидуальным предпринимателям позволит формировать свои пенсионные права в большем объеме.
В тот же день премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая на расширенном заседании коллегии Минтруда, сообщил о консультациях по страховым взносам для ИП, которые сейчас ведутся с парламентом, бизнес-объединениями и экспертами, и поручил в ближайшее время представить окончательные предложения по этому вопросу. «По всей вероятности, нужно двигаться в сторону дифференцированного подхода для предпринимателей и самозанятого населения, которые имеют низкие доходы – на этом сделать акцент», – отметил Медведев. Другими словами, глава правительства в принципе поддержал подход, разделяемый Минэкономразвития, «ОПОРОЙ России» и депутатами. Таким образом, тактика организованного малого бизнеса, пытающегося воздействовать на позицию правительства через получение поддержки со стороны путинского ОНФ, оказывается достаточно эффективной.
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна