08.05.2013 | Иван Преображенский
Конфликт главы аппарата правительства Владислава Суркова со Следственным комитетом и его комментарии к прошедшему во вторник совещанию правительства под председательством Владимира Путина стали формальным поводом к его «добровольной» отставке. Скорее всего, идя на обострение ситуации, вице-премьер уже знал, что его увольнение неизбежно. Хотя нельзя исключать, что он ускорил «увольнительные» процессы сознательно, как в 2011 году другой бывший вице-премьер, экс-министр финансов Алексей Кудрин. Это явный признак окончательного выпадения в России из запущенного Сурковым словосочетания «суверенная демократия» самого слова «демократия» и упора исключительно на суверенности.
Напомним, что глава аппарата правительства и вице-премьер выступил в защиту фонда «Сколково» и инновационной открытости России в Лондоне, в ходе встречи со студентами. По крайней мере, эти его высказывания пресса активно заметила, хотя он и ранее, будучи в Москве, критиковал «репрессивный» подход Следственного комитета к российским инноваторам.
В ответ представитель СК РФ Владимир Маркин, формально в личном качестве, но явно отражая общее мнение руководства Следственного комитета, опубликовал в «Известиях» отповедь Суркову. Иначе его хлесткое, глубоко советское по своей стилистике послание охарактеризовать сложно. В своей статье Маркин раскритиковал Суркова за его «арию» в Лондонской школе экономики, где тот комментировал расследование злоупотреблений в фонде «Сколково», и заявил что «никакие стоны о политических мотивах» при расследовании резонансных дел не помогут.
Ответ со стороны Суркова не заставил себя ждать. Бывший демиург российской внутренней политики, а ныне глава правительственного аппарата, постарался продемонстрировать разницу своего политического веса и авторитета Владимира Маркина, который формально лишь представитель Следственного комитета. Вице-премьер в резкой форме отказался комментировать заявление официального представителя СК. «Я графоманию не комментирую», — сообщил Сурков «РИА Новостям», еще раз подчеркнув «эпистолярный» характер дискуссии.
Правда, не став лично «опускаться» до дискуссии, вице-премьер организовал «комментарий источника» из аппарата правительства. Очевидно понимая, что одной отповедью ограничиться нельзя, ведь в реальности дискуссия у него идет не с Маркиным, а с главой СК Александром Бастрыкиным и другими сторонниками дальнейшего «закрытия» страны.
«Маркин утверждает, что кто-то находится в «руководстве власти, против которой протестует». Это похоже на политический донос. Кроме того, непонятна избыточная энергичность, с которой Маркин отстаивает право на расследование хищений», — отметил источник. И, как будто извиняясь, добавил: «Он, видимо, не ознакомился с полным текстом выступления Суркова. Тот как раз неоднократно заявлял, что фонд «Сколково» должен сотрудничать со следствием, что необходимо выявлять и наказывать тех, кто ворует. Он только напомнил при этом, что в стране действует конституционная норма о презумпции невиновности, а также и о том, что поспешные заявления по недоказанным эпизодам могут незаслуженно подорвать репутацию отдельных людей и целых проектов».
Кроме того, нельзя забывать, что Сурков также довольно свободно прокомментировал прошедшее во вторник совещание правительства, в ходе которого президент Путин критиковал министров и, явно, работу аппарата, которым руководил вице-премьер. Иначе говоря, бывший демиург российской политики позволил себе вступить в дискуссию с главой государства, чего чиновники не делают в последние годы, если не знают о своем и без того неизбежном скором увольнении.
Таким образом, столкнулись представители двух конкурирующих групп во власти, где Сурков явно являлся одним из противников дальнейшего «закручивания гаек» и «закрытия страны», а Маркин — выразителем точки зрения радикал-охранителей, «людей без загранпаспорта», которые выступают за углубление и расширение репрессий против инакомыслящих. И закончилась эта «литературная» дискуссия откровенным поражением тех, кого в нынешней обстановке некоторые политологи начали называть либералами во власти. Поражение это тем более знаковое, что с отставкой Суркова теряет поддержку «в верхах» и фонд «Сколково», а с ним — депутат-оппозиционер Илья Пономарев.
Не исключено, что вступая в публичный конфликт с Маркиным, Сурков понимал, что поиски «врагов» в «Сколково» имеют целью в итоге ударить лично по нему. Кроме того, весьма вероятно, что выступая в Лондоне, он уже догадывался о своем скором увольнении. Но даже если и так, то его отставка, пусть даже им самим серьезно ускоренная, не становится от того менее знаковой. Ведь теперь, вместе с Сурковым, настаивавшем публично на «открытости» страны хотя бы инновациям, из введенного им в оборот выражения «суверенная демократия», последнее слово явно окончательно выпадает. Суверенитет превыше эффективности. И те, кто с этим не согласны, явно должны последовать за Сурковым.
Иван Преображенский – политический обозреватель, публицист
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна