16.05.2013 | Александр Ивахник

Противоречивые шансы экономической амнистии

В последние дни предметом общественного внимания стали предложения о проведении двух амнистий – фигурантов «болотного дела» и предпринимателей, осужденных по экономическим статьям Уголовного кодекса. Действительно, теоретически депутатам Госдумы было бы уместно отметить приближающийся 20-летний юбилей Конституции России знаковыми гуманными решениями. Однако уже ясно, что внесенная в Госдуму инициатива двух депутатов-коммунистов по амнистии болотных узников, поддержанная президентским Советом по правам человека, не имеет перспектив принятия, поскольку в корне противоречит жесткому внутриполитическому курсу власти. Что касается амнистии осужденных предпринимателей, то эта идея, похоже, не встречает отторжения в Кремле и имеет больше шансов на реализацию, хотя пока не ясно, в каком объеме и виде. Причина понятна – ухудшающееся экономическое положение страны подталкивает власть к шагам, направленным на восстановление доверия «закошмаренного» бизнеса и повышение инвестиционной активности.

Вообще-то идея массовой амнистии «экономических сидельцев», призванной хотя бы смягчить остроту проблемы правовой незащищенности предпринимателей перед лицом правоохранительных органов, циркулирует в организованном бизнес-сообществе уже не первый год. После введения в июне 2012 года поста уполномоченного при президенте по правам предпринимателей занявший эту должность экс-глава «Деловой России» Борис Титов также стал поддерживать подобную инициативу. Как известно, объявление амнистии – это конституционная прерогатива Госдумы. И вот 8 мая Титов сообщил о том, что намерен внести в нижнюю палату проект постановления об объявлении амнистии осужденным по экономическим статьям бизнесменам, и даже заявил, что эту меру можно было бы приурочить ко Дню предпринимателя 26 мая. Соответствующий проект подготовил экспертный совет при бизнес-омбудсмене, председателем которого является представитель правительства в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский. Всего экспертный совет предлагает амнистировать 110 тысяч 924 человека, осужденных по экономическим статьям УК. Под амнистию должны попасть 53 состава преступлений, в том числе по наиболее распространенным среди предпринимателей статьям 159 (мошенничество), 160 (присвоение или растрата) и 165 (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием). Борис Титов заявил, что амнистия станет «сигналом для энергичных людей», способных обеспечить «стабильную растущую экономику». В свою очередь, Барщевский подчеркнул, что проблема не только в том, что в результате репрессивной правоприменительной практики в стране закрылись не менее 2 млн. рабочих мест, но еще и в «страхе безосновательного уголовного преследования», который стал «основным фактором, демотивирующим к ведению бизнеса».

Уже известны первые реакции на предложение бизнес-омбудсмена всех думских фракций. «Справедливая Россия» и ЛДПР позитивно отнеслись к идее предпринимательской амнистии. Во фракции КПРФ предложение не поддержали на том основании, что оно противоречит антикоррупционной кампании. Со стороны представителей партии власти реакция была осторожной и неоднозначной. Это, видимо, связано с тем, что амнистия по идее должна охватить также Михаила Ходорковского и Платона Лебедева (по положению на данный момент они должны выйти на свободу в 2014 году: Лебедев – в августе, а Ходорковский – в октябре). Председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский назвал инициативу бизнес-амнистии интересной, но требующей серьезного обсуждения. Председатель профильного комитета по законодательству Павел Крашенинников не исключил, что Дума может поддержать предложение Бориса Титова. Однако, отвечая на конкретный вопрос, мог бы подпасть под амнистию Ходорковский, Крашенинников заметил, что «мошенничество не относится к экономическим составам», и выразил сомнение в том, что амнистия коснется фигурантов дела ЮКОСа. Интересно, что адвокат Ходорковского Вадим Клювгант, комментируя эти замечания, обратил внимание на то, что статья 159 (мошенничество) относится к разделу УК «Преступления в сфере экономики», а главное – что в приговоре по второму делу ЮКОСа вообще нет статьи 159, но присутствует статья 160 (присвоение или растрата). 13 мая в интервью агентству «Интерфакс» спикер Госдумы Сергей Нарышкин также поддержал инициативу Титова с оговорками. «Часть граждан, осужденных по так называемым экономическим статьям, могут и должны быть амнистированы. При этом часть тех, кто совершил экономические преступления, все-таки должны отбывать срок наказания», – сказал Нарышкин. Чтобы понять «соотношение этих двух частей», спикер предлагает «очень внимательно изучить инициативу в Госдуме».

Как бы то ни было, но совершенно очевидно, что позиция Госдумы в конечном итоге будет определяться точкой зрения по этому вопросу главы государства. 14 мая Борис Титов сообщил, что идея широкой амнистии предпринимателей может быть обсуждена 23 мая на встрече Владимира Путина с представителями бизнес-объединений (РСПП, ТПП, «Деловой России», Ассоциации российских банков). Участники встречи планируют обсудить меры по развитию экономики в условиях замедления ее роста: стимулирующие налоги, снижение тарифов естественных монополий, ставок банковских кредитов, улучшение политики в отношении малого бизнеса. Правда, Титов оговорился, что окончательно повестка не утверждена, а предложение по амнистии будет представлено, только если все бизнес-объединения достигнут общей позиции. Тем не менее, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в тот же день подтвердил, что Путин в курсе предложения Титова и Барщевского и 23 мая готов обсудить с предпринимательским сообществом вопрос амнистии по экономическим преступлениям, однако такой вопрос требует детальной проработки. «Это известный вопрос. Тема серьезная, решать ее с кондачка нельзя», – отметил Песков.

На финальное решение президента Путина, очевидно, будут влиять соображения как за, так и против массовой амнистии. С одной стороны, в условиях падения темпов роста экономики и угрозы рецессии действительно нужно делать всё возможное для улучшения делового климата и стимулирования предпринимательской энергии. С другой стороны, принятию позитивного для экономики и гуманного с моральной точки зрения решения будут препятствовать по крайней мере три фактора. Во-первых, неизбежная негативная реакция ядерного путинского электората, патерналистски ориентированного и резко критически относящегося к экономической свободе и предпринимательству вообще, чему немало способствовала пропаганда государственных СМИ. Во-вторых, массовая амнистия предпринимателей натолкнется на мощное аппаратное сопротивление силовиков и будет, по сути, означать признание полной неадекватности российской судебной системы. В-третьих, сдерживать позитивное решение будет застарелый личный конфликт Путина с Михаилом Ходорковским, вероятно, сознательно подогреваемый влиятельными приближенными, в первую очередь, Игорем Сечиным – главным бенефициаром банкротства ЮКОСа. Какие из этих факторов окажутся для главы государства более весомыми – остается только гадать.

Впрочем, возможно, в пользу бизнес-амнистии будет играть еще одно обстоятельство. Если Путин решил идти по пути максимально жестких репрессий против несистемной оппозиции, в частности, провести громкий процесс по фигурантам «болотного дела» и засадить за решетку лидера уличных протестов Алексея Навального, то политически логично было бы компенсировать неизбежное дальнейшее ухудшение отношений с активным средним классом позитивным сигналом в адрес экономических элит и широкого предпринимательского слоя.

Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна