19.07.2013 | Александр Ивахник
Пятилетний тюремный приговор Алексею Навальному по очевидно сфабрикованному делу «Кировлеса» ставит жирный крест на перспективах внутренней эволюции российского политического режима. По расчетам авторов этого судебного решения, наиболее яркий и популярный деятель радикальной оппозиции, точно бивший власть по самому уязвимому и чувствительному месту – системной коррупционности – теперь навсегда будет лишен возможности самостоятельно действовать на электоральном поле и занимать выборные должности. Едва ли жесткость приговора Навальному объясняется лишь известным личным антагонизмом по отношению к нему главы Следственного комитета Александра Бастрыкина. При всем росте политического влияния Бастрыкина решение о судьбе создателя Фонда борьбы с коррупцией, разоблачителя высокостатусных казнокрадов и автора формулы «партия жуликов и воров» наверняка принималось или согласовывалось в Кремле.
Жесткость приговора свидетельствует, что Навальный небезосновательно рассматривается властной верхушкой в целом как самый опасный противник, поскольку он обладает решительностью, умением говорить просто и доходчиво и способностью конкурировать с создателем существующего режима на популистской ниве. И самым эффективным способом борьбы с таким противником власть, в соответствии с ранее принятым общим репрессивным курсом, избрала насильственное выключение его из политической жизни.
А ведь, казалось бы, официальное участие Алексея Навального в выборах московского мэра, накануне приговора подтвержденное мосгоризбиркомом, давало возможность начать процесс перехода внесистемного радикала в разряд по определению более сдержанных и осторожных системных политиков. Можно было, по крайней мере, попробовать. И врио мэра Сергей Собянин, вполне уверенный в своем электоральном успехе, был явно заинтересован в участии безусловного лидера протестно настроенных москвичей в выборной процедуре, что резко повысило бы легитимность избранного мэра на следующий пятилетний срок. Выбытие из предвыборной гонки реальных соперников – сначала Михаила Прохорова, а теперь Навального – превращает московские выборы в никому не нужный фарс и сильно осложняет административно-политическое будущее Сергея Собянина. Но, похоже, даже слабая вероятность реальной конкурентности выборов в таком ключевом регионе, как Москва, отпугивает высшую власть в стране и заставляет ее пренебрегать соображениями повышения легитимности. К тому же гибкий стиль управления в Москве, практикующийся при Собянине, в последнее время все больше расходился с жесткой стилистикой федеральной власти и усилением политического веса силовиков. Реальная конкурентность московских выборов, несомненно, увеличила бы политическую самостоятельность фигуры Собянина, что противоречит интересам его соперников во властной верхушке, в частности, других кандидатов на позицию преемника Владимира Путина. Снижение значимости и привлекательности московских выборов ставит Собянина в общий ряд глав регионов, прочность положения которых зависит не от поддержки избирателей, а от отношений с Кремлем.
Впрочем, пока власть сделала полшага назад. Уже вечером в день приговора прокуратура обжаловала решение судьи Сергея Блинова об ужесточении меры пресечения и аресте осужденных Алексея Навального и Петра Офицерова в зале суда. На следующее утро они были освобождены под подписку о невыезде до вступления приговора в законную силу, т.е. до окончания рассмотрения апелляции на приговор в Кировском областном суде. На власть наверняка произвел впечатление спонтанный выход на несогласованную акцию протеста против приговора в самом центре Москвы более десятка тысяч горожан, не выказывавших никакого страха перед многочисленными отрядами омоновцев и внутренних войск. Таким образом, у Навального появилась возможность продолжить едва начатую избирательную кампанию в Москве. Причем после приговора эта кампания может стать значительно более экспрессивной и действенной.
Но не надо строить иллюзий: приговор районного суда в апелляционной инстанции не будет радикально пересмотрен и фамилии Навального не появится в избирательном бюллетене. Решение о судьбе Алексея Навального на ближайшие годы принято. Таким образом, он превратится в самого известного узника из среды действующих политиков, по сути дела в политического мученика. В этих условиях возможности для диалога внепарламентской оппозиции с властью будут фактически сведены к нулю. Саму радикальную оппозицию в оторванности от наиболее яркого и консолидирующего ее лидера, скорее всего, ожидает фрагментация. А политический режим, карательными мерами ограждающий себя от реальной конкуренции, будет проявлять все больше признаков гниения и внутреннего распада.
Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна