21.11.2013 | Александр Ивахник

Диалог с умеренными

20 ноября президент Владимир Путин встретился с представителями 8 непарламентских партий, которые на последних региональных выборах провели своих кандидатов в законодательные собрания субъектов Федерации. Формально встреча явилась продолжением консультаций, которые глава государства ведет с лидерами парламентских фракций в процессе подготовки очередного послания Федеральному Собранию. Но беседы с парламентскими лидерами – дело привычное, можно сказать, протокольная рутина. А встреча Путина с партийными деятелями, работающими вне Государственной Думы, – это новый формат, который, видимо, должен символизировать реальный характер и первые успехи политической реформы, начатой в 2012 году.

Конечно, на встрече 20 ноября были разные люди и говорили они об очень разных вещах. Так, лидер партии «Родина» Алексей Журавлев, который, кстати, входит через ОНФ в думскую фракцию «Единой России», ратовал за насаждение государственной идеологии патриотизма и характеризовал гражданское общество как совокупность правозащитных организаций и «сообществ извращенцев всех мастей». Тут президент посчитал нужным обозначить свое несогласие с позицией, которая выглядит одиозной даже на фоне нынешней реакционной волны. «Не думал, что у нас возникнет такая тема, но по поводу нашей политики в отношении людей нетрадиционной сексуальной ориентации, Вы употребили достаточно резкие слова… Мы не должны создавать в обществе основ ксенофобии в отношении кого бы то ни было, в том числе и в отношении людей нетрадиционной сексуальной ориентации. И я бы хотел, чтобы моя позиция здесь была понятной и ясной», – заявил Путин. Новоявленный лидер практически умершей партии «Правое дело» Вячеслав Маратканов призывал к частичной национализации олигархических структур, введению прогрессивной шкалы налогообложения и созданию всероссийского профсоюза рабочих и интеллигенции, чем явно позабавил президента. Председатель «Российской партии пенсионеров за справедливость» Игорь Зотов решительно выступал против отмены фильтров на губернаторских выборах и за недопущение предвыборных блоков.

Но были на встрече в Кремле и представители реальной оппозиции – Сергей Митрохин от «Яблока», Михаил Прохоров от «Гражданской платформы» и даже сопредседатель радикальной РПР-ПАРНАС Владимир Рыжков. Они поднимали действительно острые проблемы, волнующие гражданское общество. Говорили о произволе правоохранительных органов, в том числе в отношении представителей оппозиционных партий, о волне репрессий, захлестнувшей страну в 2012-2013-м годах, о наличии политзаключенных, о необходимости широкой амнистии, о том, что нужно снять различные фильтры и преграды, стоящие на пути реальной политической конкуренции. Особенно решительно на этот счет высказывался Владимир Рыжков. Он передал президенту список из 70 человек, которых общество «Мемориал» относит к политзаключенным, доклад общественной экспертизы событий на Болотной площади 6 мая 2012 года, резолюции протестных митингов 2011-2012 годов.

Путин выслушал эмоциональные заявления оппозиционеров вполне благосклонно. Он обещал внимательно изучить список политзаключенных, согласился и с тем, что амнистия востребована. Правда, сделал оговорку по поводу того, что «с амнистиями нужно быть очень аккуратными, нам ни в коем случае нельзя создать в обществе какую-то нервозную обстановку – что завтра на улицы городов выпустят каких-то уголовников». Но все же заверил, что рекомендации Совета по правам человека по широкой амнистии к 20-летию Конституции будут учтены, «к решению мы подойдем». Кроме того, президент выразил согласие с тем, что надо обеспечить всем партиям равный доступ, одинаковое участие всех в политической жизни страны. «Может быть, нужно снять эти фильтры. Но дальше что будет? Нам нужно посмотреть на практику. Можно снять, никто не держится за эти фильтры, надо только посмотреть, к чему это приведет на практике», – отметил Путин. И добавил, обращаясь к Рыжкову: «Володя, я хочу, чтобы было понятно, у нас нет, и у меня лично нет желания кого-то там зажимать и гнобить».

Таким образом, глава государства уже не в первый раз демонстрирует добрую волю в отношении той части внепарламентской оппозиции, которая готова взаимодействовать с Кремлем по обновленным, внешне более либеральным правилам. Однако далеко не вся несистемная оппозиция принимает всерьез подобные жесты и стремится двигаться в эту сторону. Либерализация партийного законодательства и создание 60 с лишним новых партий воспринимается радикальными оппозиционерами как имитация многопартийности, истинной целью которой является сохранение основ изжившей себя политической системы. Отнюдь не случайно другие руководители РПР-ПАРНАС были против участия Владимира Рыжкова во встрече в Кремле, и он пошел туда в личном качестве. Признаков реального содержательного диалога между властью и радикальной оппозицией пока не наблюдается.

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна