26.11.2013 | Александр Ивахник
25 ноября Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал незаконным решение совета директоров госкомпании «Ростелеком» о выплате экс-президенту компании Александру Провоторову 200 млн. рублей в качестве компенсации в связи с досрочным прекращением контракта. Таким образом, суд удовлетворил требования истцов – Росимущества (крупнейший собственник) двух миноритарных акционеров «Ростелекома» – оспоривших законность назначения гигантского «золотого парашюта» и добивающихся возврата в компанию выделенных Провоторову денег. Теперь менеджмент «Ростелекома» имеет правовые основания предъявлять исковые требования о возврате денег и к Провоторову, и к членам совета директоров, которые приняли это решение. Будет ли он это делать – это другой вопрос. Пока представители компании осторожно заявляют, что определятся с дальнейшими действиями после того, как корпоративные юристы изучат все материалы дела. Но в любом случае решение питерского арбитражного суда представляется знаковым, оно посылает ясный сигнал, что столь вызывающее пренебрежение общественным запросом на социальную справедливость в настоящее время не допустимо.
Является ли вчерашнее судебное решение политически ангажированным? Учитывая имеющуюся сейчас правовую неопределенность в вопросе о размере выходных пособий руководителям госкомпаний, на этот вопрос можно ответить утвердительно. Александр Провоторов возглавлял «Ростелеком» с 2010 года, и его контракт истекал только в июле 2015 года. Но в начале 2013 года на крупного акционера «Ростелекома» и партнера Провоторова по фонду «Маршалл Капитал» Константина Малофеева произошел масштабный наезд со стороны влиятельных групп во власти и бизнесе. Он обвинялся в экономических махинациях, в частности, в связи с невозвратом сельскохозяйственных кредитов, выданных Банком ВТБ. В этих условиях Минкомсвязи как профильное для «Ростелекома» ведомство в марте настояло на досрочной отставке Провоторова. Вместе с тем, поскольку противоборствующим сторонам удалось договориться (Малофеев уступил свою долю в «Ростелекоме»), то в общий пакет урегулирования конфликта, видимо, вошли и щедрые отступные Провоторову. Общая сумма компенсации в 200,88 млн. рублей была сформирована из 24 месячных окладов по 4,65 млн. рублей (включая недурственную надбавку в 1,5 млн. рублей всего лишь за «доступ к гостайне») плюс 90 млн. рублей из расчета максимальной премии по контракту (до 40% от оклада в квартал и до 80% за год), которую менеджер «мог бы» получить за два года.
Однако новость о размере «золотого парашюта» экс-президенту «Ростелекома» вызвала резкое раздражение в обществе, которое уже осознало, что тучные годы нефтяного процветания остались позади и предстоит время жесткой экономии. На этом фоне 200 млн. рублей Провоторову выглядели пощечиной общественному мнению. В самом конце марта на конференции Общероссийского народного фронта один из наиболее ярких деятелей ОНФ, бывший токарь, а ныне депутат Госдумы Валерий Трапезников, хорошо чувствующий настроения в низах, обратил внимание присутствовавшего там Владимира Путина на этот вопиющий случай. Президент поручил правительству до 1 июля разработать меры по ограничению «золотых парашютов» для руководителей госкорпораций. А депутаты Госдумы, представляющие ОНФ, в мае внесли в парламент свой вариант законопроекта о «золотых парашютах», предлагающий ограничить выплаты руководителям госкорпораций 12-кратным месячным заработком, а руководителям госкомпаний – 18-кратным. 7 ноября уже правительство представило Госдуме значительно более жесткий вариант законопроекта на эту тему, предусматривающий выплату выходного пособия в размере не менее трехкратного, но не более шестикратного среднемесячного заработка.
Что касается конкретного случая с компенсацией Александру Провоторову, то представители «Ростелекома» в ходе слушаний в арбитражном суде настаивали на законности действий совета директоров, несмотря даже на то, что новый президент госкомпании Сергей Калугин в октябре признал, что корпоративный долг в 250 млрд. рублей образовался в результате «неэффективного менеджмента». Ответчики заявляли, что такие выплаты уходящим топ-менеджерам – «распространенная корпоративная практика», а доходы Провоторова не велики по сравнению с доходами руководителей таких компаний госсектора, как «Роснефть» или «Газпром». Да и вообще «термины социальной справедливости к работе корпораций неприменимы».
Однако подобные аргументы сейчас уже явно «не в тренде». 18 ноября стало известно о письме первого заместителя генпрокурора РФ Александра Буксмана главе Минэкономразвития Алексею Улюкаеву. Генпрокуратура изложила результаты проверки сведений о выплате «золотого парашюта» Провоторову, согласилась с доводами миноритариев и рекомендовала Росимуществу взыскать с членов совета директоров «Ростелекома» убытки, причиненные компании в результате установления и выплаты экс-президенту компании «чрезмерной компенсации». «Выплаты таких компенсаций компаниями с госучастием в неадекватных уровню общего благосостояния населения размерах создают угрозу стабильности общественных отношений и подрывают доверие граждан к госвласти», – без обиняков заявил в письме Александр Буксман. Не удивительно, что политически чуткая позиция Генпрокуратуры оказалась ближе судье питерского арбитражного суда Анастасии Боровой, чем социально безответственная позиция менеджмента отдельной госкомпании.
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна