13.12.2013 | Александр Ивахник

Виртуальная амнистия

Одним из важнейших событий в связи с активно отмечаемым 20-летним юбилеем российской Конституции должна была стать широкая амнистия. Во всяком случае, так рассчитывали правозащитники и вообще та часть общества, которая недовольна характерным для последнего времени репрессивным креном государственного курса. В правозащитной среде, в том числе в рамках президентского Совета по правам человека, энергично обсуждались и продвигались конкретные предложения, которые должны были заметно сократить число заключенных, в частности, охватить фигурантов резонансных уголовных дел с политической подоплекой. Выражалась надежда, что такой шаг позволит снизить напряжение в обществе, примирить власть и оппозицию и улучшить внешний имидж России.

Президент Владимир Путин вроде бы проявил интерес к идее широкой амнистии и даже поручил СПЧ подготовить соответствующий проект, выразив готовность взять его за основу. После последней встречи с президентом 4 декабря, специально посвященной этой теме, глава СПЧ Михаил Федотов предположил, что под амнистию подпадут от 50 до 100 тысяч человек. Однако когда 9 декабря глава государства лично внес в Госдуму проект постановления об амнистии, радужные надежды, если их к тому времени кто-то еще испытывал, оказались разрушены. Стало известно, что, согласно президентскому проекту, амнистия охватит примерно 25 тысяч человек. Причем, по предварительным расчетам, из мест лишения свободы выйдет лишь около 1300 человек – менее 0,5% «тюремного населения». Еще 17,5 тысяч человек освободятся от наказания, не связанного с лишением свободы, и в отношении 6 тысяч человек могут быть прекращены уголовные дела. Конечно, это лучше, чем ничего. Но это вовсе не та широкая амнистия, о которой мечтали правозащитники. Накануне Дня Конституции члены СПЧ дали пресс-конференцию, на которой экс-судья Конституционного суда Тамара Морщакова прямо заявила: «Те предложения, которые были сделаны Советом, не имеют ничего общего с тем документом, который был внесен в Госдуму».

Концепция президентского проекта амнистии нацелена на освобождение от уголовного наказания не основной массы людей, совершивших ненасильственные преступления, как предлагал СПЧ, а «наименее социально защищенных категорий осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также лиц, имеющих определенные заслуги перед Российской Федерацией». К этим категориям отнесены лица, которые совершили преступления в несовершеннолетнем возрасте, женщины, имеющие несовершеннолетних детей, беременные женщины, а также женщины и мужчины старше 60 лет, инвалиды I и II групп, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, наконец, военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и учреждений ФСИН. Получается, что полицейские, применявшие пытки при допросах, или тюремные надзиратели, избивавшие заключенных, имеют особые заслуги перед Родиной и достойны амнистии, что, естественно, встретило особое негодование правозащитников.

Зато, как оказалось, амнистия не будет распространяться на большинство экономических преступлений. Глава профильного комитета Госдумы Павел Крашенинников объяснил это тем, что несколько месяцев назад в стране уже была проведена экономическая амнистия. Правда, эксперты называют эту амнистию провальной: по данным на октябрь она отразилась на положении лишь 401 человека. Тем не менее, галочка была поставлена, и в результате под новую амнистию не попадут ни Михаил Ходорковский, ни Алексей Навальный. Зато экс-министр обороны Анатолий Сердюков может оказаться в числе амнистированных, даже если его обвинение по статье «халатность» будет переквалифицирована на статью «злоупотребление должностными полномочиями».

В проекте амнистии содержится пункт о том, что от наказания освобождаются лица, осужденные по ст. 213 (хулиганство) и по ч. 2 и ч. 3 ст. 212 (призывы к массовым беспорядкам и участие в них). Это значит, что будущая амнистия наверняка охватит участниц панк-группы Pussy Riot. Что касается активистов «Гринпис» с судна Arctic Sunrise, то амнистия распространится на них, видимо, только после вступления в силу судебного решения по обвинению в хулиганстве. С фигурантами «болотного дела» ситуация еще сложнее. На амнистию среди них могут рассчитывать лишь восемь человек, да и то после судебного приговора. Остальные, обвиняемые в организации массовых беспорядков (как Сергей Удальцов и Леонид Развозжаев) и в применении насилия к представителям власти, под амнистию однозначно не подпадают.

Глава СПЧ Михаил Федотов выразил готовность вместе с уполномоченным по правам человека в РФ Владимиром Лукиным представить на обсуждение Госдумы ряд поправок в президентский проект. Есть расширительные поправки у фракций КПРФ и ЛДПР. 11 декабря в Госдуму была передана петиция с требованием освободить в рамках амнистии всех политзаключенных, в том числе фигурантов «болотного дела», а также Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Обращение подписали более 20 тысяч человек, среди которых известные общественные деятели. Но фракция «Единой России», естественно, выражает полную поддержку проекту, внесенному Владимиром Путиным. А президент, как уже совершенно ясно, делая некоторые жесты в сторону правозащитного сообщества, на практике не готов ни к широкой амнистии, ни к освобождению от наказаний попавших под уголовный пресс политически значимых фигур.

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна