04.02.2014 | Татьяна Становая

Маркетинг против политики: есть ли шансы?

Сегодня главный инвестор телеканала «Дождь» Александр Винокуров и генеральный директор Наталья Синдеева провели пресс-конференцию, посвященную судьбе канала на фоне отказа всех крупных операторов кабельного телевидения. Признавая, что решения операторов принимались под политическим давлениям, участники пресс-конференции оптимистично рассчитывают спасти телеканал, предлагая операторам свой контент бесплатно. Можно ли решать политическую проблему экономическими инструментами? Вопрос, на который российская политическая практика дает обычно отрицательный ответ.

Главная идея пресс-конференции – мы не хотим войны, мы готовы на конструктивные переговоры и с властью, и с операторами, однако менять концепцию производства контекста мы не будем. «Нам от операторов нужны не сто тысяч штрафа, а долгие дружба и сотрудничество», - подчеркнул Александр Винокуров и выразил уверенность, что «Дождь» опять включат. Однако еще до окончания пресс-конференции последовал мгновенный ответ от «Ростелекома»: на возвращение телеканал в сети мы готовы, но только в случае, если телеканал восстановит свою репутацию. «Вопрос вовсе не в финансовых аспектах», - заявил официальный представитель Ростелекома Валерий Костарев. Винокуров здесь же ответил: что это означает, он не понимает. Предложение распространять контент бесплатно на протяжении льготного периода – в течение 2014 года – Винокурову кажется достаточным для пересмотра решений кабельных операторов.

Телеканал «Дождь», откровенно признавая политический контекст своих трудностей, пытается решить их с помощью рыночных, финансовых и маркетинговых инструментов. Винокуров признал, что пристальное внимание власти телеканал стал привлекать после того, как Алексей Навальный обнародовал данные о дачах видных «единороссов». «Дождь» подробно об этом рассказывал. Опрос про блокаду стал лишь поводом: тем, кто хотел закрыть телеканал, просто повезло, считает Винокуров.

Во всем этом проявляется большая нестыковка: если операторы руководствовались не финансовыми, а политическими мотивами, то возможно ли добиться пересмотра их решений чисто маркетинговыми «пряниками»? История показывает, что деньги в ситуации политического конфликта бессильны. Мог бы Гусинский спасти НТВ, а Ходорковский – «ЮКОС», предложив кому-либо какие-либо деньги, выгодные идеи, маркетинговые ходы? Когда бизнес становится объектом политического преследования, от него разбегаются как от чумы, и операторы тут спасают свои собственные шкуры: лучше быть трижды проклятыми разочарованными клиентами, потерявшими возможность смотреть «Дождь», чем потерять все, ослушавшись загадочного чиновника из администрации президента.

Синдеева также отметила, что «Дождь» не будет менять редакционную политику. «Мы никогда не были готовы менять контент, готовы были его улучшать, улучшать качество нашей работы, но точно не менять никакую редакционную политику. Потому что в этом и была ценность того, что мы делали, - отметила она, - Мы должны качественно, хорошо работать как журналисты». А это означает, что «Дождь» пытается сохраниться в неизменном виде, рассчитывая, что «оно само рассосется». И если для этого нужно обратиться к Владимиру Путину, Синдеева не против. Винокуров тоже отметил, что на ресурсе были бы рады, если президент Владимир Путин поможет в этой ситуации. «Если президент как гарант Конституции мог бы вмешаться в эту ситуацию и каким-то образом помочь каналу, то мы были бы абсолютно рады этому и признательны и приветствовали эту историю», - цитирует его «Интерфакс».

Владимир Путин, как хорошо известно, был против развала ЮКОСа, встречался с журналистами НТВ и обещал посмотреть «что там можно сделать», заверял, что геи могут беспрепятственно работать и занимать высокие посты, а важные решения в стране принимает Госдума. Поэтому обратиться к Путину можно, и он, наверное, даже прочитает лекцию про сотни свободных и независимых СМИ в России, которые никогда не испытывали никакого давления и пишут все, что хотят. А про «Дождь», легко представь, он кивнул бы на операторов, которые есть представители нового высокотехнологичного частного бизнеса, умеющего считать, где ему выгодно, а где нет. Так что власть тут вроде и ни при чем.

«Дождь» поставлен в максимально трудные условия для работы и находится на грани закрытия своего телевизионного бизнеса: если операторы не передумают. Но пока нет ни одного оптимистичного основания, которое заставило бы думать, что инстинкт самосохранения окажется слабее простой коммерческой выгоды. Кремль обрекает «Дождь» за медленную гибель, при относительно пассивной массовой реакции. Только общество в нынешней ситуации может сказать решающее слово, и время пока есть.

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна