14.02.2014 | Алексей Рощин
Недавнее решение Московской городской думы по отказу от партсписков на предстоящих в сентябре выборах создало новую ситуацию на политическом рынке. В результате этого решения количество одномандатных округов на выборах московских депутатов автоматически выросло с 22 до 45, то есть более чем вдвое. Соответственно, существенно выросло число предстоящих выборных кампаний.
Что такое выборы в Мосгордуму? По ряду параметров сегодня в политических и предпринимательских кругах мандат московского городского депутата считается даже более ценным и престижным, дающим больше возможностей своему обладателю, чем мандат депутата Государственной Думы РФ. Причин тому много. Во-первых, Москва – это не только столица и супермегаполис, но и один из немногих в России регионов-доноров; сам по себе размер московского годового бюджета – более 50 млрд. долл. – говорит сам за себя; далеко не все европейские государства могут похвастать чем-то сопоставимым. Москва – это ценнейшая недвижимость и «золотая» земля, главные спортивные сооружения страны и самые известные творческие коллективы, театры и киностудии. В общем, что говорить? В нашей сверхцентрализованной стране в столице сосредоточена существенная, совершенно непропорциональная часть общероссийского богатства, причем во всех сферах. И при всем при том – Московская городская дума, даже после навязанного ей расширения, остается очень небольшой, компактной. 45 депутатов – это не 450 их коллег, заседающих в Госдуме. Понятно, что чем меньше людей, тем больше у каждого отдельного депутата влияния и возможностей быть на виду.
И речь не только, конечно, о личных, «шкурных» соображениях. Для любого политика или политической силы, стремящихся отстаивать и продвигать собственные, выстраданные политические идеи, трибуна в столичном собрании законодателей пришлась бы очень кстати. С точки зрения возможностей доносить свою позицию до широких масс избирателей московский депутат или партия, имеющая фракцию в Москве, – это «круче», чем аналогичные депутаты в Тамбове, Ярославле или Челябинске.
Словом, если попросту: мандат депутата МГД – это лакомый кусок. И очевидно, что за мандаты депутатов МГД развернется жаркая борьба. Которая в новых политических условиях обещает быть куда ожесточенней и многолюдней, чем прежде – поскольку есть массовое ожидание, что пресс «административного ресурса» на выборный процесс сегодня последовательно ослабляется (чему свидетельство – участие Навального в выборах московского мэра), а «Единая Россия» фактически отказалась от своей гегемонии.
Прикинем, какие силы вступят в борьбу. Во-первых, по всем 45 округам, безусловно, выставит своих кандидатов действующая московская власть. Условно назовем их «собянинцы». Вряд ли можно ожидать, что многие или хотя бы существенная их часть пойдет на выборы под брендом «Единой России» - однако суть этих кандидатов останется неизменной: это, так или иначе, будут кандидаты от «партии власти».
Во-вторых, можно ожидать, что по всем или по существенной части округов пойдут – и в этом будет особенность этих выборов – кандидаты от «объединенной оппозиции», которые для московского «протестного» избирателя ассоциируются, прежде всего, с образом Навального. Сам Навальный, как известно, по новым избирательным законам лишен права баллотироваться – но это не помешает ему поддержать ряд кандидатов. В блоке с Навальным выступят, скорее всего, Немцов и Касьянов со своими организациями.
На этих выборах вполне вероятно появление и «третьей силы»: о своем намерении «завоевать Мосгордуму» неоднократно говорил и лидер новой партии «Гражданская платформа» Михаил Прохоров. «Прохоровцы» - это тоже как бы оппозиция, но другая. Судя по некоторым громким заявлениям, «Гражданская платформа» тоже может выставить 40, а то и все 45 кандидатов.
Есть еще «парламентские партии», которые, возможно, наскребут у себя средства на две-три кампании, чтобы получить хотя бы символическое представительство в главном региональном Заксобрании страны. Ходят смутные слухи о наполеоновских планах недавно реорганизованной и расширившейся новой партии «Альянс зеленых и социал-демократов» под руководством миллиардера Глеба Фетисова – якобы они тоже собираются поучаствовать в московских выборах. С точки зрения имиджевой политики это было бы, конечно, оптимально для новой и малоизвестной пока партии, но вот сколько кандидатов они смогут «потянуть» - одного, двоих или десяток – пока неясно. Наконец, вполне возможно, что в выборах захотят поучаствовать – на свой страх и риск – и какие-то просто успешные бизнесмены или вышедшие в тираж миллионеры, решившие попробовать свои силы на политическом поприще и побороться в качестве самовыдвиженцев-одномандатников.
Таким образом, на 45 мест в МГД соберется, скорее всего, порядка 150 претендентов. И в данном случае идет речь не о «городских сумасшедших» и не о простых честных инженерах без гроша за душой – а именно о претендентах, готовых вести полноценную предвыборную кампанию, чьи претензии подкреплены финансово.
Ведь не секрет, что выборная кампания в Москве – чрезвычайно дорогая штука. Разные специалисты называют суммы общих затрат от 500 тысяч до 3 миллионов долларов на округ. И это понятно: московские округа, во-первых, даже после дробления остаются огромными – 120-140 тысяч избирателей, 2-3 московских района в каждом. И, во-вторых, сами по себе москвичи – это традиционно чрезвычайно тяжелый контингент с точки зрения политической агитации: средний москвич пресыщен, обособлен и «перекормлен» рекламой, которой его «бомбят» буквально день и ночь в нашем мегаполисе. В связи с этим у москвичей выработан специфический иммунитет к любого рода агитационным и рекламным воздействиям, который очень нелегко «пробить».
И вот здесь мы подходим к самому интересному с точки зрения собственно рынка политконсалтинга. 150 (или более) чрезвычайно дорогостоящих выборных кампаний – и это на фоне жесточайшей конкуренции, 3-4 кандидата на место. Вопрос – кто будет эти кампании «вести»? Кто будет руководителями этих предвыборных штабов? Требуется, грубо говоря, 150 опытных, высококвалифицированных политических менеджеров, «политпиарщиков», с опытом организации и ведения крупных выборных кампаний в жесткой конкурентной среде. Вести одновременно несколько кандидатов, пусть даже из одной партии, скорее всего, не удастся – такова специфика одномандатного округа. Там требуется полное «погружение», конфигурация политического противостояния и ключевые проблемы могут быть совершенно различными даже в соседних округах.
Юмор ситуации в том, что такого количества опытных технологов на сегодня в столице просто нет. Реально рынок услуг в области выборов в России полностью разрушен и выжжен, от былого великолепия 90-х и начала «нулевых» не осталось и следа. «Иных уж нет, а те далече». Большинство «громких» политконсалтинговых кампаний или закрылось, или уже давно перепрофилировались. Причиной спада и ухода из профессии послужили как отмена выборов губернаторов, так и – причем даже в большей степени – произошедшее во второй половине «нулевых» последовательное выхолащивание самого выборного процесса, когда манипуляции при подсчете голосов стали важнее любой политагитации. Не нужны услуги – не стало заказов.
Ну а добил рынок политконсалтинга «единый день голосования». Он и сейчас не дает вернуться на рынок даже тем профессионалам, которые могли бы вернуться, когда вроде бы результаты голосования снова утрачивают полную предсказуемость и в их услугах снова появляется нужда. Но кто будет бросать работу ради трех месяцев в году? Летняя кампания завершится в начале сентября, а что потом, ждать следующего лета?
В результате в самом сложном положении оказываются заказчики и кандидаты. Давать «порулить» кампанией явным дилетантам, которым «хочется попробовать» - как-то жалко, учитывая, что речь идет о суммах порядка миллиона долларов. Самое печальное, что деньги, истраченные на бездарно организованную выборную кампанию, пропадут полностью и безвозвратно – такова специфика одномандатного округа: победитель получает всё, а все остальные – ничего.
«Творческие дилетанты», типа Волкова, начальника предвыборного штаба Навального, могут, конечно, придумать и применить новые эффективные способы работы с электоратом – однако они же, просто по незнанию, способны на «детские» ошибки, ведущие к потере голосов на ровном месте. Это бывает особенно обидно, когда – как в случае с тем же Навальным – всего 1,5-2% «лишних» голосов отделяют поражение на выборах от второго тура…
Можно, конечно, попробовать привлечь специалистов с соседнего рынка – рекламы и маркетинга. Рекламные бюджеты по продвижению какого-нибудь мыла или шампуня бывают много боле, чем миллион «зеленых» - так что, казалось бы, это выход. Однако работа по продвижению кандидата имеет свою специфику, и далеко не каждый рекламщик способен ее ухватить «влет». Кандидат – это «мыло», которое к тому же само умеет говорить, и надо понимать, что, когда и кому оно говорить должно. И, кроме того, это «мыло» со своим характером и своими взглядами на жизнь… Одного этого обстоятельства бывает достаточно, чтобы непривычный к перегрузкам рекламщик взвыл и сбежал с предвыборной кампании куда глаза глядят.
Словом, как и везде, к ведению сложных и дорогостоящих проектов в непредсказуемой среде хотелось бы привлекать опытных профессионалов. Парадокс в том, что на 24-м году демократии в Москве таких профессионалов снова практически нет.
Алексей Рощин – ведущий эксперт Центра политических технологий
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна