18.02.2014 | Николай Пахомов
Возможная война из-за иранской ядерной программы всегда рассматривалась серьёзными экспертами больше в теоретической перспективе. За последние месяцы, особенно с возобновлением международного переговорного процесса по поводу ядерных амбиций Тегерана, шансы на военное столкновение в обозримом будущем ещё больше приблизились к нулю. Однако иранский вопрос продолжает оставаться достаточно «горячим» в американской внутренней политике.
Как известно, ещё совсем недавно Конгресс собирался решительно размежеваться с президентом Обамой, администрация которого согласилась на, по крайней мере, частичную отмену существующих санкций, и принять со своей стороны новые ограничения. Логика у этих планов была странноватая: существовавшие санкции заставили Иран пойти на переговоры, за это Тегеран надо «покарать» ещё больше, новыми санкциями заставив Исламскую республику полностью капитулировать.
Самым простым объяснением такого развития событий могла быть деятельность влиятельнейшего в Вашингтоне произраильского лобби. Однако наиболее известная и влиятельная организация этого лобби «Американо-израильский комитет по связям с общественностью» (AIPAC) после небольших раздумий вдруг порекомендовал конгрессменам не голосовать за новые санкции. Любопытно отметить, что рекомендация эта была направлена главным образом в адрес республиканцев – демократы и так знали линию партии, в итоге поддержавшей президента и отказавшейся от новых санкций.
Но республиканские конгрессмены и сенаторы всё равно поддерживают новые санкции. Ещё больше путаницы добавил тот факт, что правительство Израиля поддержало новые санкции, то есть, выходило, что AIPAC разошёлся в оценке происходящего с израильскими властями. В реальности едва ли можно говорить о разногласиях. Скорее, нужно отметить, что реалии процесса принятия решений в Вашингтоне сегодня становятся всё более запутанными, а это, в свою очередь, усложняет работу даже самых опытных и влиятельных лоббистов.
Руководители AIPAC понимают, что активно выступая за новые санкции, они окажутся в открытом конфликте с Обамой, личные отношения которого с Нетаньяху складываются непросто. Несмотря на то, что позиции президента сегодня слабеют, а он сам с каждым днём приближается к получению статуса «хромой утки», Обама обладает самой заметной трибуной в стране. Достаточно ему сказать, что лоббисты, отдельные конгрессмены или сенаторы, выступая за новые санкции, толкают страну и международное сообщество к новой войне на Ближнем Востоке, последствия для обвиняемых в излишней воинственности могут быть серьёзными – американцы от войн устали.
Во-вторых, политическая поляризация в американском обществе достигла сегодня такого уровня, что любым лоббистам, не заинтересованным в углублении этой поляризации, очень трудно добиться поддержки обеих партий. Республиканцы занимают безусловно произраильские позиции зачастую исключительно из-за того, что их избирателей в своём большинстве очень религиозны, про еврейское государство они прочитали в Библии, а враждебных Израилю мусульман они также считают врагами Америки. Следовательно, произраильские лоббисты оказывают естественными союзниками республиканцев. Как быть в такой ситуацию демократическим политикам, электорат которых требуют от них не иметь ничего общего с республиканцами? Благо у демократов хватает других источников поддержки и без еврейского лобби – голосующие за демократов испаноязычные избиратели, число которых сейчас стремительно растёт, и афроамериканцы проблемами Ближнего Востока интересуются слабо.
Последние трудности AIPAC свидетельствуют, что обстановка в современном Вашингтоне становится всё более сложной и запутанной. Институциональные особенности американской политической системы (полное разделение властей, двухпартийность и т.д.) начинают мешать принятию решений, нужных не только простым американцам (они уже давно на Вашингтон почти не рассчитывают), но и влиятельным лоббистам.
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна