07.03.2014 | Александр Ивахник

А был ли Сердюков?

Для принятия государством непопулярных решений нет лучше времени, когда одна часть общества охвачена ура-патриотическим угаром, а другая – сильнейшим беспокойством и стыдом за действия своих государственных лидеров. В такой ситуации отдельное непопулярное решение если и будет замечено, то не станет серьезным раздражающим фактором. Вот так и с появившейся вчера информацией, что экс-министр обороны Анатолий Сердюков амнистирован, а уголовное дело против него прекращено.

Еще в середине декабря прошлого года стало известно, что Следственный комитет России завершил расследование уголовного дела в отношении Сердюкова и что из всех эпизодов масштабного дела о коррупции в Минобороны он был обвинен лишь в незаконном приказе о прокладке дороги до базы отдыха «Житное» в Астраханской области и благоустройстве ее территории силами военнослужащих. Ему была вменена до крайности скромная статья «халатность», которая не предусматривает тюремного заключения. 26 февраля Госдума на пленарном заседании отклонила предложение фракции КПРФ о проведении парламентского расследования деятельности бывшего министра.

Вчера сразу несколько изданий со ссылкой на источники в правоохранительных органах сообщили, что Главное военное следственное управление СКР вынесло постановление о применении в отношении Анатолия Сердюкова амнистии, объявленной в связи с 20-летием Конституции. Особую пикантность постановлению следователя добавляет тот факт, что непосредственным основанием для амнистирования стало участие Сердюкова в действиях по защите Отечества во время войны в Южной Осетии в 2008 году. По сообщениям источников, экс-министр обороны подал прошение об амнистии, и оно «практически тут же» было удовлетворено. Военная прокуратура не возражала против этого решения. Таким образом, судебный процесс по уголовному делу Сердюкова не состоится. Более того, из-за амнистии с него была сразу же снята подписка о невыезде, и теперь он может покидать территорию России.

Следственный комитет появившуюся информацию не подтверждает, но и не опровергает. Глухо молчат многоопытные адвокаты Сердюкова. Естественно, избегает публичных высказываний и сам бывший министр. Всё. Следствие закончено, забудьте (как назывался популярный в советское время итальянский фильм о государственной коррупции).

А как всё начиналось! Афера века. Министра обороны схватили за руку при фактическом расхищении государственной собственности на многие миллиарды рублей. На федеральных каналах шли зубодробительные репортажи. Населению внушалось: после возвращения в президентское кресло Владимира Путина в России нет неприкасаемых. С расхитителями и мошенниками на самых высоких государственных постах будет вестись беспощадная борьба. Параллельно с историей Сердюкова замелькали разоблачительные сюжеты с бывшим министром сельского хозяйства Еленой Скрынник, масштабным воровством чиновников при реализации программы ГЛОНАСС и в ходе подготовки к саммиту АТЭС во Владивостоке.

Но через некоторое время в головах власть имущих что-то «щелкнуло»: нет, ребята, так нельзя. Слишком много о себе возомнившая и «зажравшаяся» публика, выходившая на улицы с требованиями проводить честные выборы и поставить под контроль общества действия чиновников, отчасти поуспокоилась, отчасти была поставлена на место жесткими правоприменительными мерами. А столь же жесткое применение права к представителям властной обоймы ломало сложившиеся правила игры, могло вызвать непонимание и раздражение в правящем слое. Это противоречило набиравшему силу курсу на противостояние с Западом, который требовал консолидации властной элиты. Да и вообще, с публичными разоблачениями коррупции на верхних этажах надо быть поосторожнее. Именно всеохватная коррупция, в конце концов, и подкосила украинский режим Януковича. Так стоит ли подпиливать сук, на котором давно и прочно обосновалась нынешняя система госуправления?

И тогда не в меру разыгравшимся амбициям силовиков был дан «отбой». Начатые раньше громкие уголовные дела стали аккуратно спускаться на тормозах. Четко проявилась линия Кремля на сворачивание публичной разоблачительной активности в отношении представителей правящей верхушки и гашение ранее вспыхнувших наиболее взрывоопасных коррупционных скандалов. Но оставалась интрига с Анатолием Сердюковым, который стал в массовом сознании символом коррупции на верхних этажах чиновной пирамиды. И вот теперь, в драматическое время восстановления исторической справедливости в отношении Крыма и твердого противостояния вставшей с колен России с зарвавшимся западным миром настал крайне удобный момент для исключения сердюковской истории из публичного поля.

Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна