18.03.2014 | Николай Пахомов

Устная помощь

Как минимум, последние несколько лет украинские проблемы западные наблюдатели предпочитали объяснять противостоянием России и Запада. Согласно этой трактовке именно уверенный выбор украинского народа в пользу Запада и размежевание с Россией должны были стать решением многочисленных проблем украинского государства. Если следовать этой логике, то изгнание Януковича нужно рассматривать решительным шагом в направлении Запада. Однако теперь возникает целый ряд вопросов, например, как этот шаг способствовал решению украинских проблем и, самое главное, как западные столицы теперь будут помогать новым «питомцам» в Киеве, оказавшимся в тяжёлой финансовой ситуации?

Учитывая тот факт, что любые военные действия против России совершенно исключены, у Запада остаётся два формата реакции на крымский референдум – санкции против России и всемерная поддержка новых украинских властей. С экономическими санкциями картина складывается достаточно ясная: в Европе понимают, что серьёзные санкции бумерангом ударят по Старому Свету исключительно болезненно, даже в Новом Свете, несмотря на относительно небольшой объём российско-американского экономического сотрудничества, тоже не хотят рисковать – сейчас важнее избирательная кампания перед ноябрьскими промежуточными выборами.

Получается, что остаётся достаточно «вегетарианский» вариант – помочь новым киевским правителям материально. И тут начинается самое интересное: при всех лозунгах и градусе полемического накала за почти месяц, прошедший с бегства Януковича, экономическая помощь Украине остаётся мизерной.Вспомним, с каким энтузиазмом новые украинские руководители в первые дни своего триумфа запрашивали с международного сообщества десятки миллиардов долларов. Спустя некоторое время речь уже шла о миллиардах, потом о сотнях миллионов, теперь же цифры предпочитают не называть совсем. Что же произошло? Серьёзные люди на Западе сразу дали понять, что любая помощь Украине случится не от широты душевной, а на чётких договорных основаниях и в рамках существующих процедур. То есть, изначально было понятно, что быстрой эта помощь не будет. Президент МВФ Кристин Лагард даже специально призвала всех успокоиться, не паниковать из-за Украины и соблюдать необходимые процедуры. В числе этих процедур, выполнить которые украинские власти должны, чтобы получить деньги от Фонда, жёсткие реформы, которые неизбежно вызовут протесты подавляющего большинства украинцев.

То есть, получение международной финансовой помощи увязано с обострением политического кризиса. Ситуация может обостриться настолько, что весь проект строительства дееспособного и прозападного государства на Украине окажется под большим вопросом. Это понимают даже некоторые американские конгрессмены, обычно интересующиеся только сбором средств на свою следующую избирательную кампанию. Сегодня эти политики призывают МВФ придумать для Украины условия помягче. Впрочем, на особенностях нынешней американской дискуссии об Украине далее мы остановимся чуть подробнее…

Следующим источником помощи для Украины теоретически мог бы стать Европейский Союз. Но со свободной наличностью там дело сейчас обстоит неважно, все миллиардные суммы, которые озвучивали европейские чиновники, размазаны на несколько лет, зачастую связаны тоже с разнообразными условиями и также пока лишь обещаны. Однако очевидно, что новым властям в Киеве помощь нужна как можно быстрее. Неужели им остаётся уповать только на Вашингтон?

Уповать, конечно, можно. Однако побывавший в Соединённых Штатах на прошлой неделе премьер Яценюк имел возможность наблюдать нынешний паралич американского процесса государственного управления во всей «красе» - решение об оказании даже относительно небольшой оперативной финансовой помощи, которую предложила администрация, прочно «застряло» в Конгрессе.

Что же случилось? Неужели конгрессмены не любят демократии и украинского народа, взявшегося за её строительство, или не хотят насолить России? Всё гораздо проще: понимая, что поддерживать Украину на Западе стало модно, Белый Дом увязал принятие помощи с общим американским финансированием МВФ. То есть, в случае, если бы финансовая помощь Украине была бы принята, конгрессмены автоматически голосовали бы и за реформу американского участия в МВФ.

Тем самым администрация пыталась использовать Украину для принятия решения, которое давно поддерживают сторонники более активно внешней политики в рядах демократов, и которое, напротив, решительно отвергают республиканцы, особенно те из них, кто выступает за американский изоляционизм. Если говорить совсем кратко, то Белый Дом предлагал направить американские средства на финансирование не кризисных программ, а общей работы МВФ, что должно, по мнению Вашингтона, способствовать увеличению американского влияния в организации.

Среди республиканских активистов сегодня всегда были популярны настроения в пользу изоляционизма, и, учитывая предстоящие в ноябре выборы, республиканские конгрессмены и сенаторы не стали рисковать и поддерживать реформу формата американского участия в МВФ ради помощи Украине. Работа Конгресса возобновится 24 марта, однако, учитывая нынешнюю поляризацию и непримиримость в США, ясно, что принятие помощи Украине будет связано со значительными, если не вообще непреодолимыми трудностями, вызванными межпартийной борьбой.

Но, конечно, все проблемы оказания финансовой помощи этой борьбой не исчерпываются. Скажем, соседняя Канада пообещала Украине почти двести миллионов долларов. Сумма, конечно, скромная, однако сегодня в Киеве с благодарностью принимают любую помощь. Правда, лишней наличности в Оттаве также нет, а 200 миллионов должны стать частью … займов МВФ. Когда эти займы материализуются и что для подобной материализации должно произойти, не знает никто.

Таким образом, очевидно, что западные лидеры пока ещё не до конца осознали всей своей ответственности за Украину. Будущее украинского государства, не говоря уже о нынешних правителях, зависят от объёма и скорости предоставления финансовой помощи от Запада. Однако пока эта помощь существует только в многочисленных заявлениях западных политиков.

Николай Пахомов – политический обозреватель

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна