26.03.2014 | Александр Ивахник

Отсутствие доверия как новая международная реальность

Кризис вокруг Украины и присоединения Крыма к России вызвал бурную дипломатическую активность со стороны западных политиков. В начале недели в Гааге открылся третий саммит по ядерной безопасности, на который съехались главы нескольких десятков государств и правительств. Владимир Путин саммит проигнорировал – как сообщил глава МИД РФ Сергей Лавров, решение о неучастии в этом мероприятии президента России было принято еще полгода назад и никак не связано с событиями на Украине. Однако можно предполагать, что даже если бы Путин и планировал участвовать в гаагском форуме, в сложившихся сейчас обстоятельствах он вряд ли отправился бы в Голландию. Дело в том, что, несмотря на важность официальной повестки, в центре внимания политиков и мировых СМИ в Гааге оказался украинский кризис и связанное с этим практическое исключение России из «Большой восьмерки».

На полях саммита по ядерной безопасности по инициативе президента США Барака Обамы прошло заседание «Большой семерки» – неформального объединения лидеров крупнейших государств западной демократии (США, Германии, Великобритании, Франции, Италии, Японии, Канады) и руководителей Евросоюза. В 1997 году в этот элитный клуб после настойчивых усилий была принята Россия в качестве признания ее продвижения по пути создания рыночной экономики и демократических основ. И вот теперь это объединение вернулось к прежнему формату «Группы семи». Данное событие знаменует собой отказ западных лидеров, претендующих на отстаивание принципов верховенства права в системе международной безопасности, признавать Россию страной, приверженной этим принципам. На заседании «семерки» была принята «Гаагская декларация», в которой вновь резко осуждается «незаконный референдум, проведенный в Крыму в нарушение конституции Украины, и незаконная попытка России аннексировать Крым, идущая вразрез с международным правом и конкретными международными обязательствами». В документе говорится, что поскольку действия России в последние недели несовместимы с общими ценностями, разделяемыми Группой семи, то ее члены не будут участвовать в запланированном в Сочи июньском саммите «Большой восьмерки», а вместо этого соберутся в Брюсселе в формате «семерки». Более того, они приостанавливают свое участие в G8 «до тех пор, пока Россия не изменит курс, и не вернутся условия для содержательной дискуссии в формате Группы восьми».

Гаагская декларация содержит напоминание о санкциях, уже принятых против России в ответ на ее «незаконные действия», и заявляет о возможности новых санкций: «Если Россия продолжит эскалацию ситуации, мы выражаем готовность интенсифицировать действия, включая скоординированные секторальные санкции, которые окажут значительное воздействие на российскую экономику». Позднее неназванный высокопоставленный представитель администрации США пояснил, какие именно отрасли российской экономики имеются в виду: «Полагаю, что есть согласие относительно того, на каких наиболее важных секторах нужно сосредоточить внимание. Энергетика – один из них; финансы и банки – другой; еще один сектор – вооружения». Понятно, что энергетика – самая чувствительная для России санкционная сфера, но и самая отдаленная по времени ввиду слишком большой зависимости Европы от поставок энергоносителей с востока. Поставки вооружений уже частично попали под санкции, но это менее критично в силу высокой автономии российского ВПК. А вот воздействие на финансовую сферу, как показали выборочные санкции США в отношении банков, подконтрольных лицам из ближайшего окружения президента Путина, может быть крайне болезненным для экономики и повседневной жизни российских граждан. Правда, в декларации в качестве условия введения новых санкций называется дальнейшая эскалация ситуации со стороны России. Видимо, речь идет о реальных ожиданиях прямого российского вмешательства в обстановку в юго-восточных областях Украины.

Но даже если этого не произойдет, резкое падение доверия к России в мировой политической элите не может не влиять на позиции международных финансовых инвесторов. Вслед за снижением прогноза по долгосрочному кредитному рейтингу России со стабильного на негативный, ведущие рейтинговые агентства понизили рейтинги крупнейших российских банков, что приведет к росту стоимости их заимствований за рубежом. Неизбежно ухудшатся условия внешнего кредитования и для отечественных компаний, а в общей атмосфере геополитической неопределенности уже начинают срываться или переноситься их сделки с западными партнерами. Причем уже понятно, что этот фактор неопределенности и дефицита доверия к возможным действиям России на международной арене будет иметь долговременный характер, и просчитать сейчас все его практические последствия невозможно. Россия вновь, как когда-то Советский Союз, стала восприниматься как постоянная угроза, которую необходимо сдерживать.

Похоже, что и руководители российского государства испытывают то же недоверие к западным лидерам и рассматривают нынешнюю дестабилизацию в мировом порядке как его системную черту, утвердившуюся всерьез и надолго. Об этом говорят заявления главы МИД России Сергея Лаврова на полях саммита в Гааге. Он в очередной раз повторил версию вмешательства России в Крыму, в которую серьезные политические силы на Западе никогда не поверят: «То, что произошло в Крыму, связано не с какими-то нашими злыми умыслами, а с необходимостью защитить русских, которые там живут и которые жили там уже на протяжении столетий». Также Лавров заявил, что заверениям России об отсутствии цели продвинуться дальше на территории Украины западные страны могут и не верить: «Мы не заставляем никого нам верить». В свою очередь, и Москва не собирается верить обещаниям Запада в мировых делах: «Мы очень долго верили нашим западным партнерам, начиная с развала Советского Союза, когда много всякого рода обещаний было сделано и устно, и письменно, и в виде политических обязательств на высшем уровне, поэтому мы примерно представляем цену обещаний со стороны наших западных партнеров».

Что касается отказа лидеров Запада от формата «Большой восьмерки», то Лавров комментировал это спокойно и почти безразлично. Сославшись на то, что с образованием «Группы двадцати» все экономические и финансовые вопросы стали обсуждаться именно на ее платформе, глава российской дипломатии хладнокровно заметил: «Восьмерка в общем-то сохраняла смысл своего существования прежде всего потому, что являлась форумом для разговора ведущих западных стран и России. Если наши западные партнеры считают, что этот формат себя изжил, значит, так тому и быть. Мы за него не цепляемся. Не видим большой беды, если он не соберется. Ну, может быть, в качестве эксперимента год-полтора можно подождать и посмотреть, как без него живется». По словам Лаврова, «по большому счету, для рассмотрения многих вопросов есть и другие форматы: это и Совбез ООН, и «квартет» по урегулированию на Ближнем Востоке, и "шестерка" по иранской ядерной проблеме». Проблема, однако, в том, что отсутствие доверия между ведущими мировыми игроками будет оказывать крайне негативное воздействие не только на стабилизацию положения в Украине, но и на продвижение к урегулированию других острейших международных проблем.

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна