22.05.2014 | Сергей Слободчук
Никого не удивило, почему массовые протесты во Вьетнаме практически с самого начала вылились в погромы офисов компаний КНР и нападения на китайцев? Даже на расстоянии видно, что беспорядки прошли чересчур организованно, чтобы считаться случайностью. Не говоря уже о том, что организаторы со старта объединили десятки тысяч протестующих вокруг одной идеи, а затем еще и координировали погромы предприятий КНР и других стран. А когда речь идет о массовых событиях, то подобных случайностей не бывает.
Напряженность в отношениях КНР и Вьетнама зрела давно. Но в нашем случае спусковым крючком для митингов, погромов и нападений стала попытка властей Китая в начале мая отправить глубоководную буровую вышку в район Парасельских островов для разведки месторождений углеводородов. Вышка «Хайян Шию-981» начала работу на расстоянии 120 миль от побережья Вьетнама, на шельфе Южно-Китайского моря, находящегося в пределах территориальных вод СРВ. Официальные лица Китайской народной республики и Социалистической республики Вьетнам обменялись серией острых заявлений. Одновременно Китай и Вьетнам стянули в район конфликта большое количество судов. Далее, как водится, стороны начали обвинять друг друга. Вьетнамцы обвинили китайские военные самолеты в нарушении воздушного пространства и применении водометов против катеров береговой охраны СРВ. А китайская сторона, наоборот, заявляла, что водометы используют вьетнамские моряки.
Надо сказать, Китай и Вьетнам уже долгие годы оспаривают территориальную принадлежность архипелага Спратли и Парасельских островов в Южно-Китайском море. Впрочем, не они одни – частичные либо полные претензии в разное время заявляли соседние Бруней, Малайзия, Тайвань и Филиппины. И неслучайно, ведь существует версия о больших запасах нефти и минералов в районе архипелага и островов. Практически сразу после того как новость о конфликте сообщили СМИ, по городам Вьетнама прокатилась серия массовых погромов китайских заводов и компаний, а также нападений на китайцев, в результате которых минимум один человек погиб, а в районе 150 получили ранения. Волнения начались в центре Вьетнама, в индустриальной зоне Вунганг. Вунганг – это индустриальные парки с заводами китайских инвесторов. Затем массовые беспорядки в мгновение ока перекинулись на юг страны. Свыше 30 тысяч вьетнамских рабочих сначала громили производственные цеха и административные корпуса, а затем подожгли около 100 складов. «Под раздачу» попали не только китайские предприятия, но и компании из Тайваня, Японии и Сингапура. А еще – экономика Вьетнама, так как сразу же за сообщениями о массовых погромах, около тысячи заводов и фабрик с вьетнамским и иностранным капиталом резко остановили свою работу. Около 3 тысяч китайцев в срочной порядке спаслись бегством на территорию сопредельных стран. Вьетнамские полицейские сначала сообщили о задержании 400 провокаторов, но затем с каждой минутой их количество начало разрастаться как снежный ком. И на сегодняшний день речь идет уже о более чем 1 300 задержанных за подстрекательство и участие в погромах и беспорядках.
Какие выводы можно сделать по итогам беспрецедентной волны уличных беспорядков, захлестнувших Вьетнам? Вьетнамская пресса постаралась представить волнения как спонтанную реакцию возмущенного народа. Хотя здесь стоит задуматься над сообщениями журналистов, что полиция задержала несколько сотен «зачинщиков» и «провокаторов». Ведь если погромы спровоцировали провокаторы, значит, существуют и те, кто их готовил и ставил задачи? Опять же, если беспорядки и нападения организовали сотни провокаторов, значит, существует единый координационный центр, обеспечивающий слаженность действий и направляющий погромы именно на китайские предприятия. Если это так, тогда, речь идет о настоящей организационной сети, функционирующей на территории Вьетнама. К тому же, есть пример массовых протестов в Украине. И украинский опыт свидетельствует – если нет координационного центра и организации, то протест практически с первых минут превращается в иллюстрацию поговорки «кто в лес, кто по дрова».
Отчасти в массовых волнениях виновны и власти Вьетнама. Официальный Ханой давно использует антикитайскую пропаганду во внутренней политике, чтобы с помощью «образа врага» переключать внимания населения с собственной бедности на внешнюю угрозу. А вот теперь руководству правящей Коммунистической партии Вьетнама, полиции и сил безопасности впору задуматься. Сейчас подстрекатели успешно опробовали технологию организации массовых беспорядков, направив «бессмысленный и беспощадный» бунт против китайских инвесторов. А вот в следующий раз, не окажется ли так, что организаторы направят энергию протеста против официальных властей?
Владимир Колотов, заведующий кафедрой истории стран Дальнего Востока СПбГУ
Основную роль в антикитайских протестах сыграл эмоциональный фактор, который был использован провокаторами, направившими его против китайских работодателей, что дополнительно осложнит отношения между двумя странами. Антикитайские протесты во Вьетнаме можно рассматривать в качестве тревожного предвестника «цветной революции». Хотя более правильным было бы назвать это одним из начальных этапов по пробной раскачке ситуации во Вьетнаме. СМИ сообщают, что часть провокаторов уже арестована. А ведь если есть провокаторы, значит, есть и те, кто их готовил и направлял. Хотя вьетнамские СМИ не пишут об этом, а официальные лица хранят суровое молчание.
Одна из промежуточных задач организаторов протестов во Вьетнаме — на волне антикитайских настроений дестабилизировать ситуацию и поколебать позиции правящей партии. Если оценивать сложившееся положение в геополитическом аспекте, то следует отметить конфликт между силами, которые заинтересованы в сохранении сложившегося status quo в Восточной Азии в сфере безопасности и КНР, которая жаждет реванша. Одновременно внешние игроки пытаются использовать Ханой против Пекина. Во Вьетнаме это понимают, а в Пекине опасность недооценивают. Этот конфликт, скорее всего, будет использован для ослабления режимов в двух крупнейших азиатских социалистических странах, для подрыва стабильности.
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна