08.08.2014 | Александр Ивахник
Введенное российским руководством жесткое эмбарго на импорт продовольствия из Европы, Северной Америки и Австралии – самая обсуждаемая сейчас в обществе тема, что, впрочем, вполне естественно. За два десятилетия экономической открытости мы привыкли к обилию и многообразию товаров в супермаркетах и на рынках, а пустые прилавки 1980-х вспоминаются как дурной сон. Да, какие-то продукты на время исчезали, как грузинское вино и «Боржоми», но все понимали, что это связано с текущей политической конъюнктурой. Но так, чтобы всё (ну, не всё, так многое) и сразу, и с неясной перспективой возвращения…
Естественно, сейчас наиболее оптимистично настроены представители российского агробизнеса: они откровенно радуются и уверенно обещают, что уж теперь-то, после освобождения от недобросовестной конкуренции чуть не на 100% субсидируемых европейских фермеров, они развернутся в полную силу и заполнят прилавки своей свежей, гораздо более качественной продукцией. При этом как-то остается за кадром, что избавление от недобросовестной конкуренции по существу подразумевает повышение цен, а значит, и скорое сужение спроса, так что, возможно, расширение мощностей и не будет востребовано. Кроме того, не ясно, почему конкуренция со стороны бразильских, турецких или китайских поставщиков, которых сейчас усиленно зазывают российские чиновники, будет более добросовестной, чем со стороны европейских.
Эксперты высказываются менее однозначно. Признавая определенные открывающиеся возможности для отечественных сельхозпроизводителей, они вместе с тем обсуждают неизбежное появление уже в ближайшем будущем серьезных проблем для внутреннего рынка и российских потребителей. Эти проблемы связаны с разрывом сложившихся логистических цепочек, вероятным дефицитом некоторых видов продуктов массового спроса, серьезным ростом цен на продовольствие, раскручивающим общую инфляцию, зависимостью наших производителей от западных технологий, недостатком у них доступного финансирования и т.п. Известные рестораторы убеждают себя и других в том, что популярность ресторанов зависит не от наличия привозных деликатесов, а от искусства поваров, поэтому введенное эмбарго им совсем не помешает. Обычная же публика, во всяком случае, московская, при том что осуждает антироссийскую линию Запада и поддерживает твердость Кремля, явно не ожидала, что эта твердость примет такие формы, и находится в некоторой растерянности и сомнениях.
А что же наша политическая элита, как она реагирует на столь неординарное событие? А по сути дела, никак. Будто ничего и не произошло. Вот врио губернатора Волгоградской области, выдвиженец путинского ОНФ Андрей Бочаров выражает уверенность, что ответные санкции России – прекрасная точка отсчета для того, чтобы по максимуму заполнить полки магазинов отечественными продуктами. Он считает, что после введения санкций «конкуренция на внутреннем рынке минимальная, поэтому все зависит от нас», и обещает помощь областной администрации «тем, кто хочет работать», добавляя, что предложений от инвесторов в сфере АПК сейчас поступает много. С ним солидарен губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев: «Как ни странно, но в связи с введением санкций на поставку некоторых видов продуктов питания из Европы мы видим положительные моменты, это открытие дополнительных рынков сбыта для продукции наших производителей. При росте спроса предприятия готовы увеличивать производство». Власти же в регионе целенаправленно создают условия для поддержки местного производителя. Вот такие дежурные фразы в советской стилистике.
Ну, ладно, Бочаров и Куйвашев – они губернаторы, даже не избранные, а назначенные главой государства. Может быть, российские парламентарии позволяют себе бóльшую свободу в оценках? В каком-то смысле – да. В том смысле, что введенные санкции представляются многим из них недостаточными. Замглавы комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации Николай Журавлев считает, что «государство еще не исчерпало ресурс ответных мер, введение которых позитивно скажется на отечественной экономике». По его мнению, меры по ограничению импорта могут коснуться всего, что не является средством производства и не приводит к дефициту жизненно необходимых товаров. Журавлев предложил изучить целесообразность ограничения поставок импортных автомобилей и безрецептурных лекарств, у которых есть российские аналоги, ряда товаров широкого потребления. Еще одна новаторская идея сенатора – введение специальных сборов для выезжающих на зарубежный отдых с целью поддержки внутреннего туризма.
Не остались в стороне и депутаты нижней палаты. 7 августа стало известно, что фракция КПРФ в Госдуме осенью внесет законопроект, вводящий акциз на «Кока-Колу» и другие сахаросодержащие безалкогольные напитки импортного происхождения. В тот же день, по сведениям «Коммерсанта», члены фракции Сергей Обухов и Валерий Рашкин направили депутатский запрос премьеру Дмитрию Медведеву с предложением расширить продовольственное эмбарго на алкоголь, пиво, газировку и табак. Лидер партии «Родина» и член думской фракции «Единой России» Алексей Журавлев заявил «Коммерсанту» о необходимости вводить второй пакет санкций, запрещающий пролет над Россией западным самолетам: «Пусть американцы летают в Афганистан над Пакистаном, где их самолеты сбивают все время». Зампред фракции «Справедливой России» Михаил Емельянов предложил прекратить поставки в Россию подержанных автомобилей, а также ввести запрет на ввоз бытовой химии из Европы. Как обычно, всех переплюнул Владимир Жириновский. Лидер ЛДПР поделился с «Коммерсантом» идеей о том, что Россия должна отказаться от банковских услуг западных стран, а также ввоза промышленной продукции. Жириновский уверен, что недостающие продукты пока могут заменить «южные соседи», но в принципе «нужно все производить самим». Вот такая развернулась содержательная дискуссия.
Конечно, все эти предложения – отчасти банальные проявления самопиара наших «слуг народа», считающих, что ура-патриотическая эйфория будет продолжаться бесконечно. В то же время создается впечатление, что для многих парламентариев восприятие страны как «осажденной крепости» стало не просто привычным, это ощущение бодрит и вызывает едва ли не сексуальный восторг. Вот только для самой страны такое «качество» членов высшего законодательного органа прискорбно и опасно.
Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна