29.08.2014 | Александр Ивахник

Газовый транзит в условиях конфронтации

Одним из немногих конкретных результатов переговоров между президентами России и Украины в Минске стала договоренность о возобновлении с 6 сентября трехсторонних консультаций по газовым вопросам при участии еврокомиссара Гюнтера Эттингера и министров энергетики двух государств. В этом направлении российскую и украинскую стороны активно подталкивает Евросоюз, явно опасающийся, что следующей зимой в Европе могут возникнуть проблемы с поставками российского газа через Украину. Однако глубина и застарелость газовых противоречий между Украиной и Россией, как и общая крайняя напряженность в отношениях между двумя странами не сулят здесь быстрого прогресса.

Обеспокоенность Европы стабильностью газовых поставок явно возросла, когда в середине августа Верховная Рада приняла закон о санкциях против России, предусматривающий возможность введения 26 видов ограничительных мер, в числе которых полный или частичный запрет транзита российского газа. О степени серьезности подобной угрозы говорит тот факт, что в настоящее время 15 европейских стран, прежде всего, в Южной Европе, получают через Украину от 30% до 100% необходимого им объема газа. НАК «Нафтогаз Украины» заявил, что в случае введения санкций услуги по транспортировке газа по территории Украины в страны Евросоюза могут предоставляться контрагентам, которые не подпадают под действие санкций, т.е. европейским компаниям-партнерам «Газпрома». Для этого им надо было бы заключить прямые контракты с оператором украинской ГТС и перенести пункты закупки газа у «Газпрома» на восточную границу Украины. Однако поскольку существующие схемы транзита регулируются долгосрочными контрактами, заключение «Нафтогазом» прямых договоров о транзите газа с его европейскими получателями без согласия «Газпрома» практически невозможно. А «Газпром», естественно, выступает против – ведь изменение схемы поставок означало бы для него утрату контроля над газовыми потоками в Европе и потерю значительных доходов от прокачки через Словакию, Венгрию, Румынию и Болгарию.

Угрозы украинских санкций в отношении транзита российского газа вызвали со стороны европейских политиков серьезные предостережения, а предложение «Нафтогаза» об изменении схемы поставок было встречено с сомнениями. Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер тогда заявил, что это сложный вопрос, который нельзя решить за короткое время, он требует дискуссии в рамках трехсторонних переговоров между Еврокомиссией, Россией и Украиной.

Опасения в Европе возросли, когда премьер-министр Украины Арсений Яценюк 22 августа заявил, что для нормального прохождения отопительного сезона Украине необходимо в дополнение к накопленным в хранилищах 15 млрд. куб. м газа закупить у России еще 5 млрд. кубов. Ранее Киев неоднократно утверждал, что намерен прожить зиму вообще без закупок газа из России, которые прекратились в середине июня. Яценюк сообщил, что деньги для дополнительных закупок есть: украинские власти зарезервировали для этого 3,1 млрд. долларов. Однако проблема заключается в том, что переговоры о закупках газа у России давно и прочно зашли в тупик.

После отмены «Газпромом» с начала апреля двух действовавших скидок цена на российский газ выросла с $268,5 до $485 за 1 тыс. кубометров. Киев эту цену не признал, настаивал на прежней цене в $268,5 и обещал расплатиться с долгами в случае снижения цены. «Газпром» предложил снижение до $385, что примерно соответствует цене российского газа для Польши, но Киев счел эту цену завышенной. В конце концов, «Газпром» заявил, что будет продолжать переговоры только после оплаты долга и 16 июня перевел Украину на предоплату. Обе стороны обратились с исками в Стокгольмский арбитраж: Украина жаловалась на несправедливость десятилетнего контракта, заключенного в 2009 году, Россия – на невыплату долгов за газ.

26 августа по итогам переговоров с президентом Украины Петром Порошенко еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер заявил, что Евросоюз рассчитывает на промежуточное соглашение по газу между Россией и Украиной. По его оценке, слушания в Стокгольмском арбитраже займут 12–15 месяцев. «Мы не можем ждать так долго. Нам нужно промежуточное решение на эту зиму», – подчеркнул еврокомиссар. А в среду в эфире немецкого телеканала ARD Эттингер вновь заявил о необходимости скорейшего разрешения «газового спора» между Россией и Украиной. В противном случае он считает вероятным несанкционированный отбор транзитного газа Украиной. «В течение долгой и холодной зимы Украине будет недоставать газа, у нее не будет в достаточном количестве собственного газа, и тогда возникнет опасность того, что газ будут воровать, опасность того, что на пути с Востока на Запад он просто будет теряться», – предостерег Эттингер.

Однако пока не похоже, что украинская и российская стороны, согласившиеся на возобновление трехсторонних консультаций, готовы пойти на взаимные уступки. 27 августа министр топлива Украины Юрий Продан заявил, что Украина на предстоящей встрече хочет обсудить новую ставку транзита российского газа и не намерена менять позицию по цене закупаемого газа: в летний период – $320 долларов за 1 тыс. кубометров, в зимний – $385 долларов. «Газпром», в свою очередь, настаивает, что ниже $385 долларов за 1 тыс. кубометров опустить цену не может. Кроме того, как заявил глава Минэнерго Александр Новак, Россия не будет пересматривать российско-украинский контракт на транзит газа в Европу, действующий до 2019 года. Также Новак отметил, что Россия не видит причин, по которым продажа российского газа потребителям из Евросоюза могла бы быть перенесена на границу РФ и Украины.

Дополнительные сложности во взаимоотношения в газовом вопросе вносит растущая нервозность Киева в связи с военно-политической обстановкой на Востоке Украины. 27 августа перед заседанием украинского правительства с паническими заявлениями выступил премьер-министр Арсений Яценюк. «Мы знаем о планах России зимой вообще перекрыть транзит даже на страны–члены Евросоюза, и именно для этого их компаниям дано указание максимально закачивать газ в хранилища на территории Европы», – утверждал Яценюк. По его словам, Россия также собирается «фактически отключить Украину от всех энергетических ресурсов».

Прозвучавшее 28 августа заявление президента Петра Порошенко о вторжении российских войск на территорию Украины, наверняка, добавит ожесточенности в позиции государственного руководства по всем вопросам отношений с Россией. Даже если эти отношения не перейдут в стадию прямой военной конфронтации, достижение договоренностей по экономическим вопросам, в том числе по такому важному для Европы, как газовый, окажется под большим вопросом.

Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна