08.09.2014 | Александр Ивахник

Бунт монополистов

Современный российский бизнес в отношениях с государством обычно ведет себя подчеркнуто лояльно и смиренно, он беспрекословно принял новые, более жесткие правила игры и с готовностью шел навстречу пожеланиям чиновников различного уровня. Однако есть вопросы, в которых наиболее крупные и влиятельные субъекты деловой среды пытаются сопротивляться планам государственных ведомств, затрагивающим их интересы. Среди таких вопросов – так называемый четвертый антимонопольный пакет поправок в закон «О защите конкуренции», разработанный Федеральной антимонопольной службой.

В прошлом году этот пакет четыре раза вносился на рассмотрение правительства и четыре раза направлялся на доработку. В процессе доработки по настоянию бизнес-объединений из него выпали некоторые действительно излишние предложения по антимонопольному регулированию. Тем не менее, законопроект застрял в правительственных коридорах, пока в июне текущего года президент Владимир Путин на встрече с главой ФАС Игорем Артемьевым не дал принципиальное добро на его принятие. И вот 4 сентября кабинет министров на своем заседании одобрил четвертый антимонопольный пакет, который теперь будет направлен в Госдуму.

Любопытно, что, по оценке ФАС, законопроект повлечет существенное сокращение административных ограничений для бизнеса и одновременное снижение участия государства в экономике. Игорь Артемьев связал его со стремлением «построить законодательство и правоприменение в соответствии с лучшими мировыми практиками», в частности, рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития. Действительно, законопроект предусматривает расширение в практике ФАС института предупреждения (вместо немедленного возбуждения административных и даже уголовных дел, влекущих высокие штрафы) и распространение его на действия органов госвласти и местного самоуправления, недобросовестную конкуренцию и иные формы злоупотребления доминирующим положением. Кроме того, поправки отменяют функцию ФАС по ведению реестра субъектов, занимающих долю более 35% на товарном рынке, запрещают признавать доминирующей компанию, доля которой не превышает 35%, и вводят обязательное предварительное согласование антимонопольным органом создания государственных и муниципальных предприятий.

Казалось бы, всё это в интересах предпринимателей. Однако крупный бизнес и выражающие его интересы лоббисты в организованном деловом сообществе главное внимание в связи с четвертым антимонопольным пакетом обращают на положения, предусматривающие возможность введения правил недискриминационного доступа (ПНД) для доминирующих компаний, не являющихся субъектами естественных монополий, но занимающих более 70% рынка. Сейчас ПНД распространяются только на естественные монополии. Они устанавливают ограничения для компании-монополиста по взаимодействию с контрагентами, предусматривают введение ограничений на цену реализации услуг и другие факторы ведения бизнеса. Согласно новым поправкам, ФАС сможет сообщать в правительство о подозрениях в злоупотреблении доминирующим положением со стороны любой компании с рыночной долей свыше 70%, после чего правительство рассматривает такой случай и формирует для компании список правил недискриминационного доступа.

По оценкам экспертов, в первую очередь эта новация ФАС грозит крупным компаниям сырьевого сектора, для которого характерны концентрация производства и высокие барьеры входа на рынок. В июле руководители «Газпромнефти», СИБУРа, «Уралхима» и НОВАТЭКа направили письмо на имя премьера Дмитрия Медведева, в котором подчеркивали, что четвертый антимонопольный пакет угрожает их конкурентоспособности. Предоставление властям права устанавливать правила игры на товарных рынках, доля одного игрока на которых превышает 70%, приведет к «фактическому переходу от рыночной экономики к государственному регулированию», утверждалось в письме. Накануне рассмотрения законопроекта в кабинете министров с похожим письмом к Дмитрию Медведеву обратились руководители Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты и «Деловой России».

В письме говорится, что введение правил для доминирующих компаний с 70-процентной долей, устанавливающих существенные условия договора с контрагентами, порядок раскрытия информации, в т.ч. о стоимости товаров или принципах определения цены, может привести к ограничению свободы договора и экономической деятельности субъектов, избыточному регулированию и нарушению коммерческой тайны. «Введение подобного нерыночного способа регулирования хозяйственной деятельности имеет риск оказать негативное влияние на качество конкурентной среды», – подчеркивается в письме. Руководители крупнейших бизнес-ассоциаций призвали Медведева отложить принятие четвертого антимонопольного пакета, чтобы скорректировать положения о правилах недискриминационного доступа. Они предлагают ограничить действие будущих ПНД шестью месяцами, распространять правила только на федеральные рынки, отказавшись от регулирования региональных рынков отдельных товаров, и сократить перечень обязательных условий для ПНД.

Скорее всего, лоббисты крупного бизнеса предпримут попытку существенно притупить антимонопольную направленность положения о правилах недискриминационного доступа в ходе прохождения четвертого антимонопольного пакета в Государственной Думе. Глава ФАС Артемьев предполагает, что его рассмотрение законодателями будет непростым, и закон может быть принят не ранее весны будущего года. Пока же все большее использование государством мобилизационной логики принятия экономических решений и неизбежное снижение участия зарубежных конкурентов на российском рынке ведут скорее в сторону усиления монополистической практики в отечественной экономике.

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна