29.10.2014 | Олег Громов
Грузинский президент Георгий Маргвелашвили заявил, что готов встретиться со своим российским коллегой Владимиром Путиным. При этом политик подчеркнул необходимость признания Россией территориальной целостности Грузии, что подразумевает отзыв признания независимости Абхазии и Южной Осетии и отвод войск из этих стран. Несмотря на подобный фон, российская сторона к встрече готова – на прошлой неделе пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков обозначил готовность Кремля повысить уровень сотрудничества до первых лиц – впервые с войны 2008 года.
В настоящее время контакты между странами осуществляются по «узкому» каналу – на уровне заместителя министра иностранных дел России Григория Карасина и специального представителя премьер-министра Грузии по взаимоотношениям с Россией Зурабом Абашидзе. Пока стороны договорились до частичной разморозки торгово-экономического сотрудничества, а также снятию транспортной блокады с Грузии с российской стороны. Кроме того, Тбилиси в одностороннем порядке ввел упрощенный режим въезда для граждан России, зарегистрированных на Северном Кавказе. Все это стало предварительными условиями для готовности сторон перейти к полноценному диалогу и восстановлению дипломатических отношений впервые за последние 6 лет.
Однако на этом относительно безоблачном фоне появилась серьезная проблема – намерение России теснее связать себя с непризнанными республиками Абхазией и Южной Осетией, что вызвало острую ответную реакцию Грузии. Так, Москва готова в ближайшее время подписать с Сухумом договор о сотрудничестве, подразумевающий интеграцию социально-экономической и оборонной систем, что означает простую вещь – Абхазия постепенно превращается в еще один российский регион.
Разумеется, Тбилиси это не устраивает. Но и сделать с этим Грузия ничего не может. Попытка вынести вопрос на международный уровень и привязать его к санкциям против России со стороны ЕС и США пока не встречают отклика на фоне «оттепели» в украинском конфликте, которую стороны давно ждали. В этих условиях Тбилиси вероятно будет готов активизировать сотрудничество, даже несмотря на абхазский вопрос, поскольку оживление экономического сотрудничества, начатое при прошлом премьере Бидзине Иванишвили, важно для грузинской экономики. Кроме того, стороны пока не видят вариантов решения вопроса Абхазии и Южной Осетии во взаимовыгодном ключе – Россия не может отказаться от признания, Грузия – от требования территориальной целостности. Здесь не поможет даже проект федерации или конфедерации. В итоге – тупик.
Однако такие политические тупики не мешают развитию диалога в других сферах. Так, проблема Курилов в российско-японских отношениях не слишком препятствует экономическому сотрудничеству (хотя оно находится на невысоком уровне). Так и в грузинском случае – возобновление дипломатических отношений, как и контактов на высшем уровне неизбежно, но будет сопровождаться агрессивной риторикой – такова дань конъюнктуре.
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна