14.03.2016 | Политком.RU

Скрепы с Сербией: как Россия пытается удержать союзника на Балканах

Томислав Николич и Владимир Путин9-10 марта состоялся визит президента Сербии Томислава Николича в Россию, в рамках которого он провел переговоры с президентом России Владимиром Путиным. Накануне визита Николич заверил, что его страна не будет вступать в НАТО. По словам Путина, в скором времени состоится визит Дмитрия Медведева в Белград.

Повод для визита стало присуждение Николичу награды Международного фонда единства православных народов «за выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов и продвижение христианских ценностей в общественной жизни». Фонд действует под эгидой Русской православной церкви. На встрече Путин поблагодарил президента Сербии за вклад в единство православных народов и поздравил его с получением премии. Активно развиваются связи и с Россотрудничеством, в том числе и по духовной линии. По словам главы Россотрудничества Любови Глебовой, вложение российских инвестиций в строительство храма Святого Саввы в Белграде - это «подтверждение многовекового устоя длинных отношений» между Россией и Сербией и «символ единства всего славянского народа и православия».

Встреча с российским лидером проходила в очень теплой атмосфере. Президент Сербии Томислав Николич поблагодарил президента России за поддержку, оказываемую Москвой Белграду. Он также поблагодарил российские власти за вето, наложенное Россией в прошлом году на резолюцию по Серебренице, за голосование против приема Косова в ЮНЕСКО. Николич также выразил восхищение мужеством, проявленным Россией в борьбе с международными террористическими группировками.

Однако одной из главных политических проблем в отношениях с Сербией остаются возможные атлантические перспективы этой страны, что особенно актуально на фоне активной интеграции в НАТО со стороны Черногории. Сербия начала активно взаимодействовать с Североатлантическим альянсом именно при Николиче, который до своего президентства был членом Сербской радикальной партии и выступал с противоположных позиций. В середине февраля сербская Скупщина ратифицировала соглашение с НАТО, которое выводит взаимодействие с альянсом на новый уровень: представители альянса получили свободу передвижения по сербской территории, доступ ко всем объектам, а главное, дипломатический иммунитет.

Официальный представитель МИДа Мария Захарова заявила, что НАТО навязывает Сербии стокгольмский синдром. «Мне кажется, это такой особый вид унижения, навязывание стокгольмского синдрома, когда они заставляют своих жертв себя полюбить и публично признаться, что они хотят к ним», — утверждала Захарова. В интервью ТАСС накануне визита Николич пояснил, что документ о сотрудничестве «ничего не значит» и связан с необходимостью совместной работы с альянсом в очистке части территории от боеприпасов и мин. Они остались там после боевых действий альянса против тогдашней Югославии. «Только американская технология может спасти, — объяснял Николич. — Они поставили условие: они все сделают, но их люди должны быть защищены. Они будут иметь некий вид дипломатического иммунитета». Президент Сербии добавил, что российская сторона, которая также занималась разминированием сербских районов, могла потребовать для своих военных такого же статуса, что и США, однако этого не сделала, и «шанс был упущен».

Николич рассказал, что Сербия не хочет быть членом ни одного военного союза и заняла «позицию полного нейтралитета». Однако после вступления Черногории в НАТО Сербия фактически будет окружена государствами – членами альянса. В преддверии визита Николич в интервью агентству Sputnik подчеркнул, что у Белграда есть большие возможности для сотрудничества как с альянсом, так и с другими структурами, например, ОДКБ (страна является наблюдателем с 2013 года). Он также высказал мнение о том, что России достаточно устных гарантий того, что Сербия не стремится в НАТО. «Россия как серьезное государство не высчитывает, на сколько процентов мы связаны с Москвой, а на сколько — с НАТО. Россия знает: граждане Сербии не хотят, чтобы их страна вступала в альянс», — сказал Николич.

В то же время непонятно, в какой степени устные гарантии действительно устроят Россию. Как правило, Москва, особенно при Путине, требовала юридических гарантий для защиты своих интересов и обещаниям не верит. В случае с Сербией это может быть референдум о членстве в альянсе, однако Белград не торопится с его проведением. Зато выступающая с пророссийских позиций Сербская народная партия (СНП) бизнесмена Ненада Поповича начала в конце февраля сбор подписей за проведение голосования о вступлении в альянс: партия обвиняет сербские власти в «тихой интеграции в НАТО».

Россия также требует предоставления российским сотрудникам гуманитарного центра в Нише дипломатического статуса. Речь идет о подписании соглашения о привилегиях и иммунитете сотрудников центра: это планировалось еще во время визита Владимира Путина в Белград осенью 2014 года, но в итоге так и не состоялось. В последний момент сербская сторона настояла на снятии вопроса с повестки дня, чтобы, как пояснили «Коммерсанту» знакомые с ситуацией источники в Белграде, «не раздражать Запад, считающий центр прообразом военной базы». Николич в рамках нынешнего визита заявил, что соглашение по центру готово, оно предусматривает для россиян те же права, что получили натовцы, и что документ можно подписать во время визита в Белград премьера РФ Дмитрия Медведева. В любом случае соглашение не может быть подписано до формирования нового правительство по итогам досрочных выборов, говорил недавно Николич.

Визит Николича в Москву прошел за месяц до внеочередных парламентских выборов в стране, которые, как заявил недавно премьер страны Александр Вучич, определят дальнейший вектор развития страны. Как и Николич, премьер Вучич является сторонником вступления Сербии в ЕС, но еще более активным. Для страны это пока далекая перспектива, однако Сербия уже вступила в ассоциацию с Евросоюзом. Досрочные выборы нужны Вучичу, чтобы еще больше укрепить позиции своей правоцентристской Сербской прогрессивной партии (СНС), у которой уже есть парламентское большинство. Визит президента Сербии в Москву в преддверии выборов должен показать пророссийски настроенным избирателям, что Сербия, двигаясь в сторону Запада, не будет ссориться с Россией. В то же время сама Россия активно выстраивает отношения и с другой, более правой, сербской политической силой - Сербской радикальной партией Воислава Шешеля, в прошлом политического патрона президента Николича. Сам Шешель выступает за вхождение Сербии в Таможенный союз и ОДКБ.

Россия пытается укрепить связи с Сербией, видя в ней опорную страну на Балканах. Однако одного сближения на духовной почве недостаточно: Москва будет делать ставку на пророссийскую оппозицию, а от нынешних властей требовать гарантий в виде референдума, фактически - о невступлении в НАТО. Белград же не торопится связывать себя обязательствами, понимая важность выстраивания отношений с Западом, принципиальную значимость евроатлантического вектора, даже при понимании, что нынешнее вступление в альянс было бы слишком конфликтным. Все это делает отношения с Сербией крайне нестабильными и потенциально конфликтными. И как бы ни заверял Николич, сближение с НАТО и ЕС происходит гораздо плодотворней развития связей с российскими структурами.

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна