23.05.2016 |
Вчерашнюю встречу с Сергеем Галицким в бизнес-школе «Сколково» модератор Speakers Night объявил одной из самых интересных в этой серии. Поначалу, правда, дело больше походило на провал. Герой вечера и основатель «Магнита» предстал уставшим и раздражительным перед битком набитым залом, даже проходы в котором были запружены людьми в костюмах. Бессменный глава самого прибыльного ритейлера в мире (в рейтинге 2014 года от BCG) заявил, что многократно отвечал отказом на просьбы Андрея Шаронова выступить, но в конце концов уступил настойчивости ректора «Сколкова».
Впрочем, мрачно предупредил Галицкий, публике не следует ждать никаких откровений на тему предпринимательства, а также попросил избавить его от шума аплодисментов. Они тут неуместны.
О своей жизни бизнесмен рассказывал словно с петлей на шее. Жизнь не сахар, если кто сомневался. Галицкому 48 лет (эту цифру он повторял снова и снова). Возраст дает о себе знать, а ежедневное напряжение, которому подвергается мозг краснодарского предпринимателя, не убывает. Напротив, количество магазинов сети «Магнит» различного формата уже перевалило за 12 тысяч. Руководство такой махиной в устах Галицкого выглядит как нескончаемая вереница стрессов: «Когда ты постоянно находишься под напряжением, то думаешь порой, что лучше ужасный конец, чем ужас без конца».
«У меня по российским дорогам ездит шесть тысяч грузовиков, 20 тысяч водителей. Когда случается ДТП, я вздрагиваю», – говорил Галицкий.
В зале кто-то хихикнул и тотчас получил укор от спикера: «Вот вам смешно, а я не сплю по ночам. Ведь они в автобус могут въехать или куда-то еще. И таких вещей невероятное количество, они происходят каждый день. Когда у тебя компания, в которой работает 260 тысяч человек, ты спишь со снотворным, постоянно находишься в состоянии аффекта».
«Большинству нормальных людей не нужна такая жизнь. Они не будут счастливы», – считает Галицкий. Он сравнил работу в офисе с заточением, а еще признался, что периодически путает дни рождения супруги и дочери («Это не потому, что я идиот, просто голова забита проблемами»).
Готов ли был кто-нибудь в зале связать себя с предпринимательством, высасывающим все жизненные соки? Наверняка. Но этих мужчин и женщин тридцати лет и старше Галицкий не стал обнадеживать: «Вас нельзя научить предпринимательству. Человека, которому за двадцать, можно корректировать, но кардинально не изменить. К этому времени он либо предприниматель, либо одно из двух».
Воспитать предпринимателя с детства? Не исключено. Можно делать так, чтобы ребенок ничего не принимал на веру, старался смотреть под своим собственным углом на любую проблему, тренировал интеллект, привыкал нести интенсивную нагрузку на мозг в течение длительного времени. Но сложившегося человека – нет, спикер не питал бы здесь больших надежд. Для справки: свою первую фирму – дистрибьютора косметики «Трансазия» Галицкий создал с партнерами в 27 лет. Компания «Тандер», наводнившая страну продуктовыми дискаунтерами «Магнит», открыла первый из них, когда предприниматель уже разменял четвертый десяток.
Вечерняя хандра тем временем не отступала: хуже стресса только рутина. Совещания – сущее наказание. Глава «Магнита» рассказал, как окружающие его менеджеры «раздуваются от важности до величины канадской жабы» и сыплют умными словами – «многофакторной корреляцией и другим подобным трэшем». Почему нельзя выразиться проще, неясно.
От вопроса, как Галицкий подбирает себе команду топ-менеджеров, герой вечера отмахнулся. Не глупость ли надеяться услышать универсальные рецепты о том, как добиться успеха в бизнесе? «Я где-то читал, что в спокойном состоянии мозг потребляет 7% человеческой энергии, а при высокой нагрузке – уже 30%. Людям часто нужна жвачка, готовое решение, которое за них разжуют другие», – пожимал плечами бизнесмен.
Соответственно, Галицкий невысокого мнения о программах MBA, этих фабрик по разведению «бройлерных кур» (одинаково мыслящих людей с типовыми моделями поведения). Чтение книг об успехах других, если только вы не студент, ведет к комплексу неполноценности. А бизнес-наставничество… само это школярское слово, прозвучавшее в одном из вопросов, повергло Галицкого в легкое отчаяние.
«Вам не кажется, что наставничество звучит достаточно унизительно [по отношению к бизнесмену]?» – обратился он в поисках поддержки к сидящему рядом модератору дискуссии Михаилу Хомичу. Но выяснилось, что тот как раз руководит Ассоциацией менторов «Сколково».
«Если я хочу открывать магазины, похожие на “Магнит”, то регулярные встречи с вами дадут мне очень многое, я готов к такому унижению», – не растерялся Хомич.
Однако Галицкий был непреклонен: «Да ничего они вам не дадут. Если вы не открыли их [магазины] без меня, то не откроете и со мной. Так это не работает!»
Больше вопросов – больше мученического терпения во взгляде предпринимателя. «Всяких вопросов ждешь, а все равно спрашивают такое, что не знаешь, куда бежать», – комментировал он поднятую залом тему прибыльности принадлежащего ему футбольного клуба «Краснодар». Кто-то также интересовался, готов ли бизнесмен оставить ритейл ради спорта. «Не готов», – отрезал спикер.
Следующий вопрос – про «выведение эконом-сегмента в отдельные контрактные условия и перспективу их диверсификации» в условиях кризиса – Галицкий с первого раза не понял.
«Многофакторная корреляция», – вставил Хомич, не удержавшись. Судя по всему, девушка хотела узнать, как наименее затратным способом попасть на полки магазинов «Магнит».
Нет никакого эконом-сегмента, объяснил предприниматель, компания работает для 80% населения. «Кризис выбил из корзины потребителя некоторые продукты. Но я всегда говорю: люди не потребляют продукты питания, люди потребляют калории. Впрочем, довольно сложно объяснить аудитории, где половина людей в галстуках, как может жить семья с бюджетом на еду десять-одиннадцать тысяч рублей», – посетовал владелец состояния $8,3 млрд (оценка Forbes весны 2015 года).
Ближе к середине выступления Галицкий чуть растаял, отбросил мрачность, охотнее говорил. «В чем прелесть плохих времен? В том, что за ними приходят хорошие. И ты находишься в вожделении этого момента», – рассуждал он о кризисе. Хорошие времена, понятно, наступают не для всех – только для победителей. А в ритейле «побеждает тот, кто каждый день приходит на работу и работает с утра до вечера, это бизнес маленьких каждодневных улучшений, изменений, постоянного изучения спроса».
Галицкий, конечно, устал, но заверил, что намерен еще долго продолжать работать во благо акционеров, прежде всего самого себя («Какая у меня мотивация? Мои траты. У меня много интересных идей, но не хватает денег»). Хотя после стольких лет отношение к делу неизбежно меняется. «Когда ты голодный, ощущение совершенно другое. Ты на кончиках пальцев чувствуешь бизнес, что происходит. Я, к сожалению, уже слишком сытый».
Отходить от управления компанией предприниматель, таким образом, пока не собирается. А вопрос о продаже сети «Магнит» даже в отдаленном будущем считает для себя чересчур сложным, фактически неразрешимым. «В одной штаб-квартире в Краснодаре работает больше восьми тысяч человек, к концу года будет девять. Благодаря энергии этих людей компания стала такой, какая есть. В случае продажи многие могут потерять работу, их квалификация в Краснодаре будет уже не нужна. Я не герой какой-то, но, наверное, для меня это тяжело».
Под аплодисменты, от которых Галицкий тщетно просил его избавить, он покинул сцену. В змеевидной очереди, выстроившейся в гардероб, молодые бизнесмены делились свежими впечатлениями. «Почитаешь форумы персонала “Магнита”, – задумчиво произнес один из них, – чего там только про Галицкого не пишут. А он вон переживает за них, говорит, что боится оставить без работы. Странный какой-то».
Евгений Карасюк
Оригинал – Slon.ru
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна