01.11.2016 | Александр Гущин

Молдавский выбор: промежуточные итоги

Молдавия, выборы30 октября состоялся первый тур президентских выборов в Молдове, по итогам которого определилось два кандидата, которые продолжают борьбу – кандидат от социалистов Игорь Додон и кандидат от партии «Действие и солидарность» Майя Санду. Итоги голосования дают возможность сделать определенные выводы относительно электоральной картины Молдовы и общей политической ситуации в стране.

Прежде всего, важно отметить относительно высокую явку, несмотря на бойкот со стороны ПКРМ и несогласие многих с самим фактом проведения прямых выборов президента и соответствующим решением Конституционного суда (ранее президент избирался парламентом). Конечно, показатель далеко не максимальный, но, вероятно, во втором туре к избирательным урнам придет еще больше людей. В целом выборы были с интересом восприняты обществом, несмотря на то, что Молдова является парламентской республикой, а президент обладает весьма ограниченными полномочиями.

Также сохраняется довольно отчетливое разделение по территориальному признаку. Если Север страны, включая второй по численности населения город республики Бельцы отдает в основном предпочтение И.Додону, как и Юг, включая Гагаузию и Кагул, то в центре страны, в том числе в Кишиневе, больший успех сопутствует кандидату от правых.

Довольно интересно и разделение по возрастному признаку. Известно, что наибольшее число сторонников Санду именно в возрастной категории до 40 лет. Хотя общая явка в Кишиневе была высокой, представителей именно этой возрастной категории - всего лишь четверть от всех принявших участие в голосовании.

В целом же результаты оказались несколько неожиданными - показатели лидеров оказались существенно выше, а разрыв между ними меньше, чем прогнозировали эксперты. Количество голосов, отданных за прочих кандидатов, как левого, так и правого толка, заметно меньше, чем ожидалось – среди кандидатов второго ряда антирекорд поставил лидер либералов и сторонник унионистов, экстравагантный бывший исполняющий обязанности президента М.Гимпу, который не набрал и 2% голосов.

Такой консолидированный результат голосования говорит о нескольких тенденциях. Во-первых, электорат левых сил, видимо, был задействован по максимуму: сторонники И.Додона и Д.Чубашенко достигли в первом туре почти потолка своих электоральных потенциалов. На это указывает высокая явка в тех регионах и возрастных группах, где доминируют левые. Во-вторых, выход из предвыборной гонки Мариана Лупу (формального лидера Демократической партии) и Андрея Настасе (еще одного кандидата от правых и одного из организаторов недавних уличных акций протеста в Кишиневе) все же сыграли в пользу М.Санду. Были опасения, что публичная демонстрация Лупу и Плахотнюком симпатий Санду повредит ей, учитывая большой антирейтинг Плахотнюка. Однако наличие единого кандидата от проевропейских сил все же привлекло голоса к Санду.

Успех Санду тем более интересен, что он произошел в условиях глубокого социально-экономического кризиса. Значительная часть граждан все равно голосует за условно прозападного кандидата, который критикует политический режим, модератором которого является крупнейший олигарх Влад Плахотнюк. Антикоррупционная риторика Санду, ее относительная чистота от скандалов и образ нового политика (хотя она и работала в правительстве министром образования), способного побороть коррупцию, привлекают тех избирателей, которые, с одной стороны недовольны действующим режимом, но с другой – не готовы отказываться от проевропейского курса.

Результаты, показанные лидерами первого тура, не позволяют делать однозначные выводы относительно второго, однако надо четко понимать, что молдавская политика при всей ее видимой открытости и большого значения выборных процедур на самом деле имеет выраженный подковерный характер. Огромное значение сейчас имеют договоренности Плахотнюка с западными элитами и то, какую позицию займет этот теневой руководитель страны. Результаты, полученные кандидатами, дают хорошую возможность для торга, а демократы и Плахотнюк лично получают своего рода золотую акцию.

Конечно, в условиях обострения международной обстановки и более активного вмешательства Запада и прежде всего США и Румынии в политический процесс в Молдове положение самого Плахотнюка тоже меняется. Естественно, Молдова не является зоной приоритетного внимания, но учитывая приднестровский вопрос и общее напряжение российско-американских отношений, сегодня она становится более важной. Следовательно, свобода маневра у тех, кто руководит политическим процессом на практике, довольно ограничена. Но все же именно от внутриэлитных договоренностей Плахотнюка с кандидатами, а также от позиции внешних игроков и будет зависеть исход голосования во втором туре.

Во втором туре вероятен любой исход. Додону достаточно добрать два процента голосов, однако у Санду, в отличие от Додона, есть незадействованный электоральный резерв. Кроме того, Додон может попросту не консолидировать левых вокруг своей кандидатуры в виду известного конфликта с лидером социалистов Ренато Усатым. Тем не менее, реалии молдавской политики таковы, что решение будет приниматься не столько избирателями, сколько за кулисами. При том, что в СМИ кандидаты будут всячески открещиваться от Плахотнюка, негласно переговоры будут идти и вероятнее всего шансы на победу Санду в таких условиях несколько выше.

Александр Гущин – доцент РГГУ, эксперт РСМД

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна