09.02.2017 | Илья Кравченко
На протяжении всей истории США у американских президентов в разной степени возникали трудности при выстраивании отношений с разведывательным сообществом. В частности, и Ричард Никсон, и Джимми Картер придерживались критического настроя в отношении спецслужб. Напротив, с военными структурами находил общий язык практически каждый президент США. В чем причина такого явления? И как нынешний президент будет выстраивать свою политику по отношению к американскому разведывательному сообществу?
Во избежание возможных казусов, обратимся к терминологии. Американское разведывательное сообщество – устоявшийся термин, возникший в 1980-х гг. и означающий совещательный орган, объединяющий в себе все 17 федеральных специальных служб США. Директор Сообщества предлагается президентом и утверждается Сенатом, как и большинство руководителей ведомств исполнительной власти. То есть, помимо обобщающих слов о разведывательном сообществе как таковом, в США существует и одноименный специальный совещательный орган, глава которого является Советником президента по разведке (не путать с Советником по национальной безопасности, которая куда шире).
Еще до вступления в должность, Трамп успел поссориться с американскими спецслужбами. И поводом к этому послужили обвинения в адрес Российской Федерации сотрудников АНБ и ФБР относительно участия российских хакеров в атаках на серверы Демократической партии, что, по мнению американских аналитиков, повлияло на исход голосования и привело Трампа к победе. В итоге, одиозный президент подверг критике американские специальные службы, отметив, что «это те же люди, что нашли оружие массового уничтожения у Саддама Хуссейна». Вдобавок, незадолго до инаугурации в СМИ просочились выдержки из некоего досье, которое составлено на Дональда Трампа американскими разведывательными ведомствами, и в котором говорилось о его якобы связях с Россией и т.п. Естественно, критика тогда еще избранного, но не вступившего в должность президента, не заставила себя долго ждать и Трамп резко негативно отозвался о способностях и методах разведслужб.
Несмотря на все словесные перепалки между Трампом и отдельными представителями разведывательного сообщества (в основном в отставке), практически сразу после официального вступления в должность президента, Трамп совершил визит именно в штаб-квартиру ЦРУ. Но во время своего обращения к присутствовавшим сотрудникам спецслужб, Трамп, в свойственной ему манере, увлекся. В итоге, все его выступление сводилось к тому, что пресса вносит разлад в его отношения с представителями разведывательного сообщества, а он, на самом деле, большой сторонник деятельности ЦРУ и других спецслужб.
Совершив визит именно в ЦРУ, Трамп решил две задачи. Во-первых, он подчеркнул, что для реализации многих своих политических целей ЦРУ рассматривается Трампом в приоритете. Ведь, для борьбы с терроризмом одних танков и авиаударов мало. Нужна долгая, кропотливая, а главное, тонкая работа по выявлению и устранению террористических подполий и группировок. И именно ЦРУ должно стать главным помощником Трампа в борьбе с ИГИЛ, ведь данную стратегическую линию нынешний президент выстраивал на протяжении всей своей избирательной кампании.
Во-вторых, в американской системе специальных служб ЦРУ стоит особняком. Ведомство не подчиняется никакому министерству, а докладывает все непосредственно главе исполнительной власти, в отличие от ФБР, которое подчиняется Министерству юстиции или АНБ, которое находится в подчинении у Министерства обороны. Таким образом, Трамп подчеркнул особую роль ЦРУ в своеобразной иерархии разведывательных служб. Другими словами, для борьбы с врагами Соединенных Штатов, 45-й американский президент намерен идти на превентивные меры и образно говоря «бить врага на его территории».
Но будет ли Трамп пытаться реформировать разведывательное сообщество в общем и ЦРУ в частности? Скорее всего, да. И первые шаги в этом направлении уже начались. Ведь для реализации инициатив Трампа нужны люди бескомпромиссные, придерживающиеся принципа классического политического реализма – цель оправдывает средства. В итоге Трамп назначает на должность директора ЦРУ и его заместителя людей, отлично подходящих под вышеописанные идеологические критерии.
Директором ЦРУ стал Майк Помпео, консервативный республиканец и сторонник более активной деятельности разведывательных служб США. Помимо того, что Помпео сторонник политического курса Трампа (соглашение с Ираном, заключенное администрацией Барака Обамы он также считает огромной ошибкой), он также является приверженцем жесткой методики получения информации, попросту допросов. Помпео неоднократно положительно высказывался относительно применения отдельных видов пыток, в частности в имеющей дурную славу специальной тюрьме в Гуантанамо. Помимо всего этого, нынешней директор ЦРУ солидарен с Трампом и в его настойчивости и бескомпромиссности в отношениях с радикальными исламистами. Еще в 2013 году, после теракта в Бостоне, Помпео активно выступал против молчания со стороны лидеров мусульманских общин США и косвенно возлагал на них вину за то, что они не справляются с радикализацией в мусульманской обществе.
Вторым лицом в ЦРУ будет не менее, а может даже и куда более, активный сторонник политики и методики Дональда Трампа – ветеран разведки Джина Хаспел. Наверное, лучше всего охарактеризовать то, как она будет помогать нынешнему директору выполнять поставленные перед ним задачи, может эпизод, произошедший в 2002 году. Будучи старшим офицером, Хаспел принимала непосредственное участие в пытках заключенных в специальной тюрьме ЦРУ в Таиланде, которую она тогда возглавляла. Кстати, Хаспел станет второй женщиной в истории ЦРУ, которая будет занимать должность заместителя директора ЦРУ.
Трамп также понимает, что, несмотря на всю важность ЦРУ, ему не достичь всех своих внешнеполитических целей без поддержки Министерства Обороны. Но и там у него есть «свой человек» – Джеймс Мэттис, отставной генерал, ветеран боевых действий на Ближнем Востоке. В подчинении у Мэттиса находятся сразу 8 важных разведывательных ведомств, включая такие как АНБ и РУМО (Разведывательное управление министерства обороны). И если ЦРУ отвечает за политическую разведку, АНБ за радиотехническую и электронную, то РУМО добывает информацию преимущественно военного характера. Иными словами, рекомендовав Мэттиса на должность министра обороны, Трамп намерен активнее подключать РУМО к реализации своей концепции победы над радикальными исламистами и другими террористическими группами, чтобы минимизировать использование непосредственно вооруженных сил.
Интересен и тот факт, что Трамп намерен оставить на посту директора ФБР Джеймса Коми, назначенного Бараком Обамой в 2013 году. Коми в США теперь подвергается активной критики со стороны демократов и особенно сторонников бывшего кандидата в президенты Хиллари Клинтон. Ведь именно Коми приказал возобновить расследование в отношении Клинтон в самый разгар избирательной кампании, которое, к слову, лишь подтвердило факт ее невиновности. Однако, теперь этот момент, вместе с пресловутыми хакерскими атаками, приписывают в качестве чуть ли не главных причин победы Трампа на выборах. Примечательно, что директор ФБР назначается на 10-летний срок (после Уотергейтского скандала), и тем самым должен быть вне политических интриг действующих администраций. Но своеобразная «помощь» республиканцам во время выборов, может свидетельствовать о неких личных интересах Коми в том, что нынешним президентом США является именно Трамп.
Таким образом, Дональд Трамп не выступает негативно по отношению к деятельности американского разведывательного сообщества. Однако как президент-реформатор (коим он сам себя считает) Трамп будет поступательно реализовывать все свои инициативы. И первые его президентские указы, которые были встречены американским обществом крайне неоднозначно, свидетельствуют о том, что в вопросах отстаивания своих идей он намерен идти до конца. И вполне вероятно, что в обозримом будущем мы увидим претворение в жизнь его главного предвыборного лозунга «сделаем Америку снова великой» через модернизацию и еще более активное подключение американских специальных служб к этому процессу.
Илья Кравченко – политолог, эксперт Российского совета по международным делам
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна