13.02.2017 | Политком.RU
10 февраля Конституционный суд постановил, что норма закона об уголовной ответственности за неоднократные нарушения на уличных акциях в целом соответствует Конституции, но требует уточнений. Также КС постановил, что дело первого осужденного по этому закону Ильдара Дадина должно быть пересмотрено.
Поводом для проверки статьи 212.1 Уголовного кодекса стало обращение активиста Ильдара Дадина, который был осужден по ней первым и получил реальные три года колонии. Во время последней акции он вместе со сторонниками (еще несколькими сотнями человек) на несколько минут перекрыл автомобильное движение на Мясницкой улице в Москве. На свободу Дадин должен выйти в конце июля 2017 года, так как до приговора активист почти год провел под домашним арестом. Руководитель международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков высказал мнение, что новое разбирательство в отношении активиста может занять полгода. В этом случае Дадин выйдет на свободу не раньше июля. «Для Дадина сегодняшнее решение значит то, что теперь уголовное дело в отношении него должно быть пересмотрено Верховным судом. И по результатам оно должно быть прекращено», - сказал Русской службе ВВС его адвокат Алексей Липцер.
Оспариваемый состав был внесен в УК в июле 2014 года и установил уголовную ответственность за неоднократное участие или организацию несанкционированных акций — если человек в течение полугода поучаствовал более чем в двух несогласованных протестах.
В свою очередь сенатор Андрей Клишас, официальный представитель Совета Федерации в КС, просил суд не только оставить статью в Уголовном кодексе, но и предлагал ее ужесточить — увеличить срок привлечения к уголовной ответственности до одного года. Его поддерживал представитель президента в КС Михаил Кротов. Он настаивал, что ст.212.1 УК не создает ситуацию, при которой человека можно дважды судить за одно и тоже преступление. Суровое же наказание Дадина — это только частный случай, а не устоявшаяся практика, указывал представитель. Полпред Госдумы в КС Татьяна Касаева 24 января заявляла в КС, что Дума просит признать оспариваемое положение конституционным. «Несанкционированный митинг создает дополнительную нагрузку на органы правопорядка», - отметила она. Цель оспариваемой нормы, по ее словам, - предупреждение новых нарушений. Привлечение такого нарушителя к уголовной ответственности «не нарушает принцип несоразмерности ограничения прав и свобод гражданина», убеждена Касаева.
Однако несмотря на это, КС усмотрел противоречия в трактовке статьи о нарушениях на митингах: судьи установили, что ответственность по ней не может наступать за участие в мирных акциях, не повлекших угроз для жизни и здоровья людей. Акция, за которую можно попасть под уголовную ответственность, должна быть не просто не согласована с властями, а создавать угрозы нарушения общественного порядка — жизням людей или порчи их имущества. «Введение уголовной ответственности за нарушения на митингах допустимо, если оно эквивалентно характеру и степени общественной опасности, — постановил Конституционный суд. — И не ведет к избыточному привлечению к уголовной ответственности, а также не нарушает принципы равенства». Зачитывая решение, председатель суда Валерий Зорькин сослался на несколько постановлений Страсбургского суда, который неоднократно указывал, что страны должны защищать права граждан на свободу мирных собраний, а власти не должны устанавливать чрезмерный контроль за мирными акциями. Суд также счел, что лишение свободы является слишком суровым наказанием за участие в несанкционированных митингах и сопоставимо с наказанием за такие преступления, как убийство матерью новорожденного ребенка или сопротивление представителю власти.
Как сообщил адвокат Ильдара Дадина Николай Зброшенко, его удивило решение Конституционного суда. «Это решение можно только приветствовать. Этой нормы вообще не должно существовать в природе, поскольку она не соответствует не только конституционному праву, но и международным обязательствам Российской Федерации, прямо вытекающим из четвертой статьи седьмого протокола Конвенции прав человека и основных свобод», — подчеркнул он. Другой адвокат Дадина Костромина заявила, что «суд не признал, что оспаривавшаяся норма противоречит ст. 31 Конституции, которая закрепляет право граждан России на проведение публичных мероприятий. Именно этого в первую очередь добивался Дадин. По ее оценке, ждать пересмотра приговора ему придется не менее 1,5 месяца — все это время Дадин будет оставаться в колонии.
Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова поддержала решение Конституционного суда о пересмотре «статьи Дадина». «На мой взгляд, решение Конституционного суда взвешенное, соответствует законодательству, нормам международного права и принципам нравственности», — заявила она. Москалькова отметила, что неоднократно призывала изъять статью о нарушениях правил пикетирования «из целого института административной преюдиции». «Эта модель не может быть в полной мере применена к категории дел, связанных с выражением свободы слова», — отметила Москалькова. По ее словам, сроки пересмотра статьи пока не установлены, но она будет держать процесс на контроле.
Как заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов, «при наличии политической воли правящего большинства» закон может быть изменен уже в рамках весенней сессии. «Эту проблему нужно рассматривать в рамках декриминализации нашего Уголовного кодекса», — подчеркнул Емельянов. Сам депутат полагает, что вообще уголовная ответственность за нарушение законодательства о митингах кажется неправомерной. «По степени общественной опасности эти правонарушения тянут на административную ответственность, а не на уголовную», - сказал он.
Между тем ранее группа депутатов Госдумы от ЛДПР внесла в нижнюю палату парламента законопроект, предлагающий вообще исключить ст. 212.1 из УК. В пояснительной записке они отмечают, что авторы спорной нормы стремились лишь к одному - предупредить повторные нарушения законодательства при проведении публичных мероприятий. При этом «явная жесткость и несоразмерность наказания тяжести проступка не принимались во внимание».
В позиции власти наблюдается плюрализация мнений: с одной стороны, сохраняется жесткая линия на «криминализацию» нарушений закона о митингах, с другой стороны, решение КС говорит о желании эту линию несколько смягчить. Маловероятно, что в данном случае в центре внимания само дело Дадина – вне зависимости от решения суда он должен в скором времени выйти на свободу. Скорее речь идет о своего рода коррекции: после мощной консервативной волны 2012-2014 годов сейчас может наступить некоторый откат, пересмотр очевидных «перегибов». Делается это, однако, вовсе не в раках «оттепели», а исходя из чисто прагматичных оснований: например, ущерб от осуждения Дадина оказался более значимым, чем ущерб от проводимых им акций протестов (или им подобных). Поэтому вряд ли стоит ожидать в связи с решением КС политической либерализации, скорее имеет место рационализация политики.
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна