18.05.2017 | Александр Ивахник

Есть ли для России место на китайском Шелковом пути?

Россия, Китай14-15 мая в Пекине состоялся грандиозный международный форум «Один пояс, один путь», посвященный китайскому проекту «Экономический пояс Шелкового пути». Среди лидеров 29 государств присутствовал и президент России Владимир Путин. Свое внимание к мировому экономическому гиганту засвидетельствовали также генсек ООН Антониу Гутерриш, глава МВФ Кристин Лагард и президент Всемирного банка Джим Ён Ким. Общее же число участников форума превысило 1,2 тысячи человек.

Это был первый мировой саммит, организованный Пекином для продвижения инициативы «Один пояс, один путь», которая объединяет проекты «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века». Инициатива была выдвинута председателем КНР Си Цзиньпином в сентябре 2013 года в ходе его визита в Астану и вследствие своего масштаба сразу вызвала большой интерес. Провозглашенная цель этой международной инициативы Китая – совершенствование уже существующих и создание новых торговых путей, транспортных и экономических коридоров, связывающих почти 70 стран на Евроазиатском континенте. Официальная концепция «Одного пояса – одного пути» предусматривает модернизацию логистической сети всей Евразии. Предполагается, что будет три основных маршрута «Экономического пояса Шелкового пути»: 1) Северный – из Китая через Центральную Азию, Россию до Европы; 2) Центральный – из Китая через Центральную Азию и Западную Азию к Персидскому заливу и Средиземному морю; 3) Южный – из Китая в Юго-Восточную Азию, Южную Азию, к Индийскому океану. Что касается «Морского Шелкового пути XXI века», то выделены два основных направления: 1) из портов Китая через Южно-Китайское море до Индийского океана и дальше до Европы и 2) из китайских портов через Южно-Китайское море в южную акваторию Тихого океана.

Для инвестирования в конкретные проекты в рамках инициативы «Один пояс, один путь» Китай создал два финансовых института: Фонд Шелкового пути объемом $40 млрд. и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций с капиталом $100 млрд. Однако финансирование с их стороны в силу крайне жестких требований к одобряемым проектам было довольно скромным. Россия, которая после «поворота на Восток» в 2014 году рассчитывала получить немалые выгоды от реализации китайской инициативы, не стала исключением. В мае 2015 года Владимир Путин и Си Цзиньпин подписали в Кремле заявление о сотрудничестве России и Китая по сопряжению Шелкового пути с Евразийским экономическим союзом. Были надежды на масштабные китайские инвестиции в строительство трансконтинентальных маршрутов доставки грузов из Китая в Евросоюз и соответственно в модернизацию инфраструктуры малоразвитых регионов Дальнего Востока и Сибири. Однако дальше общих деклараций дело почти не пошло. Зафиксированы лишь две крупные инвестиции в Россию через Фонд Шелкового пути – приобретение 9,9% акций в проекте компании НОВАТЭК «Ямал СПГ» и выкуп 10% акций нефтехимического холдинга «Сибур». Обе инвестиции напрямую с концепцией «Один пояс, один путь» не связаны.

Да и в целом к настоящему моменту очертания этой амбициозной и привлекательной для многих стран китайской инициативы четче не стали: она остается на уровне общей идеи, под которую подводятся по сути любые китайские инвестиции в странах-партнерах на Евроазиатском континенте. Участники форума в Пекине ожидали получить от Си Цзиньпина больше ясности относительно того, как он видит реализацию Шелкового пути. Однако помимо произнесения правильных слов о том, что проекты должны нести выгоду всем участникам, строиться на принципах открытости и основываться на инновациях, китайский лидер внес мало конкретики. Он лишь заявил о готовности инвестировать в развитие портов, железных и автомобильных дорог, других объектов инфраструктуры в 65 государствах Европы и Азии более 110 млрд. долларов. Но в какие сроки, по каким критериям, на каких условиях – не известно.

Президент России Владимир Путин, получивший слово на форуме после председателя КНР, также предпочел говорить на языке общих формул. Он приветствовал инициативу Китая «Один пояс – один путь», похвалил Си Цзиньпина за «творческий подход к развитию интеграции» и заявил о необходимости создания большого евразийского партнерства, которое свяжет Азию и Европу. Возможность формирования столь широкого партнерства российский лидер видит в сложении потенциалов таких интеграционных форматов, как Евразийский экономический союз (ЕАЭС), «Один пояс, один путь», Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Президент России предложил расширить «Морской Шелковый путь» за счет Северного морского пути, в обустройство которого сейчас вкладываются значительные ресурсы.

Выступая на круглом столе во второй день форума, Владимир Путин подтвердил, что «Россия не только поддерживает проект «Один пояс – один путь», но и будет активно участвовать в его реализации совместно с китайскими партнерами и, конечно, со всеми другими заинтересованными странами». Отвечая на опасения по поводу того, что Китай может поглотить российскую экономику, Путин отметил, что Москва не боится экспансии Китая на российский рынок. «Россия – не та страна, которая чего-то боится. И уж точно совершенно действия Китая не направлены на какое-то поглощение», – подчеркнул он.

По итогам форума в Пекине стало известно, что Китай и Россия создадут совместный фонд развития размером 100 млрд. юаней (14,5 млрд. долларов), при этом начальный капитал фонда составит скромные 10 млрд. юаней. Фонд предназначен для развития сотрудничества между северо-восточными районами Китая и российским Дальним Востоком. Одним из приоритетных проектов станет развитие международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2».

Вместе с тем, нельзя не видеть того факта, что несмотря на теплые личные отношения Владимира Путина и Си Цзиньпина и явную взаимную заинтересованность двух стран в тесном политическом взаимодействии, интерес Китая к развитию экономических связей с Россией – помимо получения оттуда дешевых энергоресурсов – на данный момент невелик. Это касается и инвестирования в создание современных транспортно-логистических коридоров на бескрайних просторах Сибири.

Основные рынки для Китая – это Евросоюз (объем торговли – около 550 млрд. евро в год), США и Юго-Восточная Азия (причем со странами АСЕАН Китай с 2010 года имеет соглашение о зоне свободной торговли). Что касается Европы, то морская доставка грузов туда из Китая обходится в 1,5-2 раза дешевле, чем по земле. Поэтому транзит через Россию и Казахстан составляет лишь 1,6% торгового потока между Китаем и Европой. В таких обстоятельствах идея о грядущем сопряжении Шелкового пути с Евразийским экономическим союзом, может, конечно, звучать солидно и оказывать пропагандистский эффект на российских граждан, но она не имеет под собой каких-либо практических оснований. Слова Си Цзиньпина при закрытии пекинского форума о том, что внешняя политика «Одного пояса – одного пути» не будет основана на идеологии, но станет открытой и всеохватной, именно об этом и говорят.

Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна