08.09.2017 |

Какой была эта избирательная кампания? Экспертный опрос

ВыборыПодошла к концу кампания по выборам глав регионов и депутатов региональных и местных парламентов в субъектах Федерации. В чем особенности нынешнего электорального сезона? Что можно сказать о характере предвыборной борьбы в тех или иных регионах, выбирающих губернаторов? Какие технологии были распространены на этих выборах? Об этом – в экспертном опросе политических аналитиков и консультантов.

Валентин Бианки, политконсультант:

«Нынешние кампании в регионах отличаются долей новичков, возрастом кандидатов и непартийностью»

С самого начала кампании было ясно, что есть крайне ограниченное количество регионов, где она может быть конкурентной. Это Бурятия, Ярославская и Свердловская области и Севастополь. В остальных регионах было крайне сложно ожидать высокой конкурентности, если понимать ее как неуверенность кандидата от власти в исходе кампании. Наибольшее внимание было приковано к выборам в региональные парламенты или даже к выборам в местные законодательные органы. Это была исходная ситуация.

Текущие общественные настроения в стране, во многом разочарованность населения в партиях, что ярко показали результаты 2016 года, принятие абсолютным большинством региональных элит выдвинутых кандидатов – всё это предопределило невысокую конкурентность избирательных кампаний в парламенты регионов и городов.

Да, была непростая ситуация в Северной Осетии, где КПРФ снимали, а затем восстанавливали. Подобные ситуации были и в других регионах, которые показали, что не предполагается победа КПРФ или другой подобной партии на выборах в регионах по спискам. Весь вопрос в большинстве регионов – насколько подавляющее большинство получит «Единая Россия». По мажоритарным округам можно ожидать, что она возьмет от двух третей до трех четвертей мандатов. По спискам процент тоже будет высокий. Поэтому логика поведения региональных элит предопределила низкую конкурентность вообще всех кампаний.

Что касается технологической новизны кампаний, то мало чего можно выделить. К примеру, врио главы Удмуртии Александр Бречалов. Он активно ведет свою кампанию, на микроавтобусе ездит. Но все равно это не базовая технология кампании. Это картинка для образа нового губернатора. Кроме того, в Ярославской области конфликт между назначенным врио губернатора и частью региональных элит вылился в публичную плоскость.

В плане конфликтности можно еще упомянуть Севастополь, где противоречия также были перенесены в публичную плоскость.

Есть особенность – молодые врио, приехавшие из Москвы, чувствуют, что они тут ненадолго. Те, кто мог бы противостоять им, предпочитают не конфликтовать, пережидать год-два-три, чтобы потом отыграть свои позиции или сохранить их.

Нынешние кампании отличаются долей новичков, возрастом кандидатов и непартийностью. Есть два образа кандидата: технократ-силовик и технократ-экономист. Заметная часть кандидатов от власти вообще не являются членами «Единой России».

Михаил Виноградов, президент фонда «Петербургская политика»:

«Принципиальных новинок в ходе этой избирательной кампании не было, возможно, потому что это тест-драйв перед президентскими выборами»

Региональную избирательную кампанию трудно назвать конкурентной. По сути, это конкуренция глав регионов самих с собой. Выделяется история с кандидатами в Кировской области. В кампаниях не хватало драйва от кандидатов.

Новых технологий, использованных в этой кампании, на мой взгляд, не было. Для многих из кандидатов от власти это была техническая процедура, работа на явку.

Настоящая кампания менее заметная, более рутинная. Принципиальных изменений не происходило. Возможно, потому что это тест-драйв перед президентскими выборами. Но поскольку сценарий предстоящих выборов никто еще не знает, не ясно, у кого в регионе была наилучшая кампания.

Алексей Титков, доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ:

«Нынешняя избирательная кампания в регионах была менее конкурентной, чем предыдущие, по причине состава кандидатов от власти»

Эта кампания по выборам глав регионов была максимально «сдержанной», даже по сравнению с предыдущими годами, когда конкуренция тоже была ограниченной, и сценарий выборов без серьезной мобилизации избирателей был очень распространен. Даже на этом скромном фоне нынешние выборы отличаются в сторону наименьшего информационного шума и в сторону самой минимальной конкуренции. Как правило, типичный набор на выборах – это действующий руководитель или исполняющий его обязанности, а также кандидаты от двух парламентерских партий, которых сложно не допустить и которые в большинстве случаев не воспринимаются как реальные соперники. Хотя и их пытались не допустить в ряде случаев. Самый известный из таких – Бурятия с кандидатом-коммунистом.

Большая часть реальных соперников была отсечена на уровне регистрации. Дальше в основной части регионов произошла ориентация на выборы с небольшой явкой.

Если разбираться, в чем причина таких выборов, то ответ – в составе действующих кандидатов. Самая большая доля из кандидатов-руководителей – это те, кого в лояльной властям печати называли «молодыми профессионалами», то есть люди без существенного опыта участия в конкурентной политике. Такой сценарий был выбран для них, чтобы было меньше риска.

Надо отметить также, что в ходе кампании жестко пресекалась внутриэлитная конкуренция. Для лояльных и влиятельных кандидатов, не связанных с другими партиями, попасть на выборы было практически невозможно. Независимые кандидаты, которые могли бы хоть как-то повлиять на результаты выборов, отсекались, как в Пермском крае. В результате – выборы, которые с большими оговорками можно назвать конкурентными, как в Карелии.

В целом на выборах была минимальная конкуренция, даже по меркам 2010-х годов, когда она и так не была высокой. Это в принципе не означает, что локальные неожиданности невозможны. Вполне может быть, что некоторую часть избирателей такой ход выборов не устроит. Доля голосов за тех, кто не представляет администрации регионов, может оказаться выше, чем ожидалось. Но это вряд ли принципиально поменяет результат, то есть кандидаты от власти, скорее всего, выиграют со значительным отрывом.

Карелия и Ярославская область как традиционно конкурентные регионы не показали захватывающей кампании. Но на общем фоне там кампании были интереснее.

Подготовил Олег Громов

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна