18.03.2019 | Александр Ивахник

Рискованная игра Терезы Мэй

Тереза МэйВчера Палата общин проголосовала значительным большинством в 210 голосов за отсрочку выхода Великобритании из Евросоюза. В общем в таком исходе никто не сомневался. Тем не менее вчерашний вечер в Вестминстере выявил ряд интересных вещей.

Во-первых, внесенная Терезой Мэй резолюция, согласно которой парламент призывает правительство ходатайствовать перед ЕС о переносе даты выхода с 29 марта на более поздний срок, была сформулирована хитрым образом. В ней предусмотрено два сценария отсрочки. По первому сценарию, если Палата общин к 20 марта одобрит соглашение между ЕС и Великобританией о выходе (которое уже дважды было сокрушительно отвергнуто), то премьер-министр 21 марта на саммите Евросовета будет просить об однократной отсрочке выхода до 30 июня, чтобы к тому времени принять все необходимые законодательные акты. Второй сценарий исходит из того, что соглашение о выходе будет провалено в третий раз. В таком случае Евросовет «с высокой долей вероятности потребует выдвижения четких целей отсрочки, в частности, для определения ее продолжительности», при этом «любая отсрочка позже 30 июня потребует участия Великобритании в майских выборах в Европарламент». Нетрудно понять, что таким образом Тереза Мэй ставит жестких брекситеров во фракции тори перед незавидным выбором: либо они наконец поддержат сделку, заключенную Мэй с Брюсселем, либо перспектива брексита вообще теряет четкие очертания.

Во-вторых, подобный шантаж, похоже, вызвал в Консервативной партии широкое недовольство. Мэй разрешила членам фракции свободное голосование по своей резолюции. Как оказалось, ее поддержали лишь 111 депутатов-тори, а 187 проголосовали против. Среди них было семь членов кабинета, включая министра по вопросам брексита Стивена Баркли, который перед голосованием призывал депутатов поддержать резолюцию. То есть степень хаоса в рядах тори достигла каких-то фантасмагорических масштабов. А внушительное большинство в пользу резолюции объясняется сплоченной поддержкой всей оппозиции. В-третьих, удивила слабая поддержка депутатами поправки, которая предусматривала использование отсрочки для проведения повторного референдума. За нее проголосовали лишь 84 депутата, против – 333. Почти все лейбористы по инструкции партийного руководства воздержались. Хотя идея нового референдума как способа преодоления тупика с брекситом одобрена Лейбористской партией, ее лидеры считают, что сейчас не время выдвигать ее на первый план.

В целом надо сказать, что Тереза Мэй затеяла очень рискованную игру, пытаясь все-таки протащить свою сделку с Брюсселем, которая после провала при голосовании во вторник, казалось, ушла в небытие. Часть брекситеров в рядах тори, испугавшись откладывания выхода из ЕС на неопределенный срок, видимо, поддержат 20 марта нелюбимое ими соглашение. Но найдутся и несгибаемые, которые будут по-прежнему голосовать против. Если соглашение будет отвергнуто в третий раз, то британскому премьеру, чтобы добиться единогласного согласия европейских лидеров на отсрочку, придется пойти на большие уступки, которые опять-таки вызовут громкое внутриполитическое эхо.

Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна