08.10.2019 | Политком.RU

Выступление Владимира Путина на Валдайском форуме

Путин, ВалдайПрезидент РФ Владимир Путин 3 октября выступил в Сочи на пленарной сессии XVI заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай», тема которого в этом году – «Заря Востока и мировое политическое устройство».

Участие в работе клуба принимали более 140 экспертов из 37 стран мира. Причем около половины из них составляют иностранцы. Поэтому вводная речь президента России была по большей части адресована им, когда он говорил о влиянии Востока на мировой порядок, и как меняется мир под влиянием все возрастающей роли Азии.

Главной новостью стало заявление Путина о том, что Россия помогла Китаю с созданием системы раннего оповещения о ракетном нападении (СПРН): «Большой тайны, наверное, не открою, все равно это станет ясно. Мы сейчас помогаем нашим китайским партнерам создать систему СПРН – систему предупреждения о ракетном нападении. Это очень серьезная вещь, которая капитальным, кардинальным образом повысит обороноспособность КНР. Потому что сейчас такую систему имеют только США и Россия». Таким образом речь идет о переходе к военно-стратегическому сотрудничеству с Пекином.

Также глава России выразил надежду, что мировой порядок сохранится, хотя и существует опасность негативного развития событий. В то же время единообразие и универсализация мира невозможны, а это значит, что для того, чтобы существующий миропорядок сохранить, в мировом «концерте» стран должен учитываться голос каждого государства, нужно учитывать мнения и интересы каждого участника международных отношений. «Нужна система, при которой различные ценности, идеи, традиции сосуществуют, взаимодействуют и обогащают друг друга, и при этом сохраняют и подчеркивают свои особенности и различия», - заявил Путин.

Ранее, 2 октября, Путин поправил слова модератора планерного заседания форума «Российская энергетическая неделя», корреспондента NBC News Кира Симмонса, заявив, что тот исказил его слова о либерализме. Задавая свой вопрос, американский журналист напомнил, что в интервью Financial Times Путин якобы заявил о скором конце либеральной демократии, который предречет окончание западного образа ведения бизнеса. Путин отметил, что не говорил такого, заявив, что это подмена одного поднятия другим. Он добавил, что в интервью речь шла о том, что либеральная модель не имеет права на доминирование и не имеет права считать, что она единственная верная в мире.

Отдельно Путин остановился на сирийском вопросе. Действия России в Сирии, как заверил Путин, предотвратили инфильтрацию в страну сотен вооруженных головорезов. «Мы нанесли поражение уже практически победившему международному террористическому интернационалу, предотвратили возвращение, инфильтрацию в нашу страну и в соседние государства, с которыми у нас нет визового режима… сотен, а может в дальнейшем и тысяч вооруженных головорезов», - сказал президент РФ.

Говоря о коллективной безопасности, президент Путин напомнил, что Россия недавно предложила создать организацию с участием РФ, США, государств ЕС и других стран для решения проблем в другом «горячем» регионе - в Персидском заливе.

Еще одно главное направление работы России - страны Азии. По мнению Путина, решения, принятые без них, не могут считаться легитимными. Поэтому, руководствуясь принципами совместного прогресса, «вместе с партнерами мы строим Евразийский экономический союз», - сказал президент России. Одной из несущих опор «Большой Евразии» призвано стать сопряжение проекта Евразийского экономического союза и китайской инициативы «Один пояс, один путь». Мы договорились с нашими китайскими друзьями об активизации этой работы», - сказал Путин.

«Заключены соглашения о зоне свободной торговли с Вьетнамом, вот только что, буквально на днях, подписали соответствующий такой же договор с Сингапуром. Временное соглашение о зоне свободной торговли подписано с Ираном, ведутся переговоры с Израилем, Египтом. Вскоре предстоит первый раунд переговоров с Индией...», - сообщил президент РФ. Все эти договоренности важны для формирования большого Евразийского экономического партнерства с потенциальным участием стран ЕАЭС, СНГ, Шанхайской организации сотрудничества, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и ряда других.

Необычная история произошла с выступлением президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. Тот отметил, что «обладание ядерным оружием в современном мире - это не есть гарантия безопасности и особенно экономического процветания. Иногда лучше не иметь ядерное оружие, но зато привлекать больше инвестиций в свою экономику, поддерживать и развивать хорошие отношения мира, что делает Казахстан на практике». Это обычная позиция Казахстана, но Путин неожиданно прокомментировал ее словами «Саддам Хусейн тоже так думал». Это может свидетельствовать как о важности для Путина темы ядерного арсенала России, так и об отношении к Токаеву, который пока не воспринимается как «персона № 1» в Казахстане.

Затронул Путин и исторические вопросы. Он напомнил о 90-х годах, когда Россия могла «погрузиться в бездну крупномасштабной гражданской войны, утратить государственные единство и суверенитет и оказаться на периферии мировой политики. И только благодаря исключительному патриотизму, мужеству, редкому терпению и трудолюбию русского народа и других народов России наша страна была отодвинута от этой опасной черты». Тема 90-х остается в публичном пространстве как «охранительная», направленная против протестного движения.

Крайне негативно Путин отозвался о резолюции Европарламента, возложившей на СССР часть ответственности за развязывание Второй мировой войны. Негативно отозвавшись о сталинском режиме («Все мы знаем, что связано с репрессиями, с лагерями, с потерями среди наших людей, наших граждан в ходе этих репрессий. Это черная страница в истории нашей страны»), Путин напомнил о жертвах СССР: «Вот здесь вот всякие домыслы сейчас о вкладе в борьбу с фашизмом тех или иных стран. Я сейчас сказал: потери Советского Союза - 25−27 млн человек. Потери Соединенных Штатов - 0,5 млн человек, а потери Великобритании - вообще, по-моему, 350−400 тыс. человек».

Нынешний Валдайский форум проходил в условиях, когда Россия стремится наладить отношения с Европой (диалог с Эммануэлем Макроном, возвращение в ПАСЕ, попытка договориться по Украине). К теме «поворота на Восток» отношение в России куда менее эйфорическое, чем несколько лет назад, однако азиатский вектор внешней политики остается одним из ее основных элементов, что и было подчеркнуто на форуме. В то же время военное сотрудничество с Китаем становится важным фактором для российской внешней политики, хотя его масштаб не стоит преувеличивать – о союзнических отношениях в полной мере речи не идет.

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна