14.07.2020 | Политком.RU

Смертность от коронавируса

Медицина10 июля на брифинге глава Росстата Павел Малков сообщил последние данные по смертности в России: в мае 2020 года умерло почти 173 тыс. человек, что на 11,9% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В России официальные ведомства выделяют несколько видов смертей с коронавирусом:

· Смерть от коронавируса. По данным Росстата, в мае коронавирус стал главной причиной смерти в 5 644 случаях. Дополнительно насчитывается 1 800 случаев, где коронавирус предполагается как основная причина смерти, но еще не завершены все анализы.

· Смерть с коронавирусом, где он стал осложняющим фактором. Главная причина смерти – не коронавирус, но он оказал влияние на ее приближение – таких смертей за май 1 530 случаев.

· Смерть с коронавирусом, где он не оказал серьезного влияния и никак не повлиял на приближение смерти – 3 478 случаев.

Всего в мае 2020 года по данным Росстата умерли 12 452 с коронавирусом. Таким образом смертность, связанная с коронавирусом, за май по данным Росстата получается на уровне 4%. При этом данные, по заявлению главы Росстата, будут еще дополняться и уточняться.

До начала июля в публичном пространстве фигурировали другие цифры – сохранялось ощущение, что эпидемиологическая ситуация с коронавирусом в России значительно лучше, чем в других странах. В июне вице-премьер Татьяна Голикова, возглавляющая федеральный оперативный штаб по борьбе с новой коронавирусной инфекцией, сообщила, что в апреле смертность в целом по России оказалась меньше показателей 2019 года. Всего умерли 149,4 тыс. человек, что, по словам Голиковой, на 4,4 тыс. человек, или 2,9%, меньше, чем в апреле 2019 года. Впрочем, в апреле пандемия в России только начиналась, и смертность была невелика.

Однако в фоновом режиме постоянно появлялись новости о возможных неточностях официальной статистики распространения коронавируса в России. Одним из первых на это обратил внимание ученый-демограф, сотрудник Росстата Алексей Ракша. В интервью Радио Свобода Ракша рассказал о ежедневных сводках с «настоящей» статистикой, которую Росстат отправлял в российское правительство, и делает собственную оценку, в соответствии с которой в России за время пандемии от коронавируса умерли не 10 тысяч, а более 30 тысяч человек, а по итогам 2020 года избыточная смертность в России может составить до 100 тысяч человек.

Самым объективным показателем реальной ситуации с распространением коронавируса, по мнению демографа, являются данные о «избыточной смертности». На глобальные расхождения между статистикой Роспотребнадзора и этими данными Ракша не раз обращал внимание в комментариях СМИ, в том числе в разговоре с журналистом американского издания The New York Times, статью которого МИД России назвал «очередным антироссийским фейком». В начале июля Алексей Ракша был уволен с должности советника Росстата.

Сомнения в достоверности официальной статистики высказывали блогеры и представители оппозиции. В начале июля российские органы записи актов гражданского состояния на этой неделе начали публиковать данные о смертности россиян за прошлый месяц, июнь. В общей сложности в восьми регионах, информация из которых появилась первой, смертность превысила показатели прошлого года на 3 с лишним тысячи человек. При этом по официальным данным Роспотребнадзора от коронавируса в них за этот же срок умерли всего 229 человек. На опубликованные данные обратил внимание блогер и Новосибирска Тимур Ханов: в Новосибирской области, по данным ЗАГС, смертность в июне выросла по сравнению с предыдущим годом на 33%, или на 895 человек. При этом от коронавируса здесь, по данным сайта стопкоронавирус.рф, за этот же месяц умерли 64 человека. В Ингушетии, по данным ЗАГС, смертность в июне 2020 года выросла по сравнению с июнем 2019-го на 167%, в то время как по данным Роспотребнадзора от коронавируса здесь за все время пандемии умер лишь 71 человек.

Появление новых данных по статистике смертности от коронавируса, не так уж и отличающихся от европейских показателей и данных, приводимых в нашумевшей статье издания The New York Times, не вызвало особого интереса в условиях двоякого информационного фона. С одной стороны, тема коронавируса стала постепенно уходить из повестки, вытесненная сначала голосованием по поправкам к Конституции, а затем просто не вызывающая интереса у людей, психологически уставших от однообразной угнетающей темы. С другой стороны, остаются протестные настроения, но связанные с экономическими проблемами, которые вытеснили коронавирусную тематику. Подобная ситуация вытеснения повестки выгодна власти – важно, что обновленная статистика не прозвучала, когда тема коронавируса была главной. Однако общественные настроения нестабильны, что представляет собой некоторые риски. При появлении значимого повода для недовольства ситуация может усугубиться.

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна