09.11.2020 | Борис Макаренко
В Правительстве России – три отставки - руководителей Минприроды (Дмитрий Кобылкин), Минстроя (Владимир Якушев) и Минтранса (Евгений Дитрих). Формально – четыре, но министр энергетики Александр Новак идет на повышение до вице-премьера. И еще один министр – Минвостокразвития – переводится «по горизонтали», на другой министерский пост.
Отставки в правительстве – событие не частое, но рутинное и естественное. Есть ли что-то особенное в сегодняшнем событии? Есть и немало.
Первое и главное: как никогда высокая ставка ответственности кабинета сразу за две повестки: преодоление последствий коронавирусной инфекции, которая еще в полном разгаре, и за реализацию национальных проектов с необходимой их коррекцией. В первую очередь – это личная ответственность премьера: и перед Президентом, и перед страной. А значит, премьеру нужны институциональные механизмы, которые позволят ему добиваться от своей команды эффективности и слаженности в работе.
Отсюда – второе. Впервые отставки проводятся по представлению премьера президенту. Разумеется, глава государства и председатель правительства всегда тесно взаимодействуют, но это – казалось бы формальное – новшество означает и повышение ответственности, и расширение институционального маневра у премьера. Значит, в его кабинете будет куда меньше места для ведомственного лоббизма и разногласий. Правительство в куда большей степени становится единой командой, управляемой премьером.
Третье. Удивительно, что разговоры о предстоящих отставках ходили уже на прошлой неделе, но в них практически не было ноток скандальности, обсуждения претензий к уходящим министрам. Да, все они перешли в кабинет М.Мишустина из прошлого состава. Но это – не «чистка». Многие члены прежнего правительства продолжат работать, один из них даже получит повышение до более высокого статуса. Просто премьер реализует свое право формировать команду, за действия которой в конченом счете отвечает именно он, и требовать с нее эффективной работы будет именно потому, что и с него будет больше спрашиваться – см. пункт первый.
Четвертое. Впервые задействуется новая конституционная норма об утверждении «несиловых» министров Государственной Думой. Потому отставки прежних министров разведены во времени с назначением новых, хотя их кандидатуры активно обсуждаются. Но институциональная корректность требует, чтобы новые кандидаты прошли обсуждения на Охотном ряду – сначала в профильных комитетах, потом – на пленарном заседании, голосование на котором и сделает их министрами.
Как итог: процедура прибавила в прозрачности, в институциональной логичности и – будем надеяться – следствием этого станет более эффективная и слаженная работа исполнительной власти. Это сегодня очень важно и нужно стране.
Борис Макаренко - Президент Центра политических технологий
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна