15.08.2006 |
Израильская армия уходит с территорий южного Ливана, занятых ею за месяц военной операции. Таким образом, Израиль приступил к выполнению условий резолюции Совета Безопасности ООН. Предполагается, что израильские войска покинут оккупированные районы к концу этой недели, после чего туда будут направлены силы ливанской регулярной армии. Спустя 10 дней в страну начнут прибывать военнослужащие миротворческого контингента ООН. О том, какого развития событий следует ожидать после ухода из Израиля из Ливана, с «Политком.Ру» беседует президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский:
- Можно ли говорить, что война окончена?
- Война есть продолжение политики другими средствами. До тех пор пока противоборствующие стороны не договорятся (покуда одна из них не побеждена или пока не заключен мир на удовлетворяющих всех условиях), войну нельзя считать законченной.
Сейчас можно говорить только о том, что закончилось первое столкновение Ирана и Израиля. «Хизболла», атакуя Израиль, не является частью арабского мира. Арабский мир в лице его государственных мужей, а не в лице террористов и радикалов, больше Израиль не атакует. «Хизболла» является департаментом корпуса стражей исламской революции, она была основана иранцами, ими финансируется, вооружается и тренируется, и, разумеется, ими же управляется. У нее не больше самостоятельности по отношению к Ирану, чем было ее у усташей и четников в годы третьего рейха.
Иранское руководство пообещало Израиль уничтожить и последовательно выполняет свое обещание. Оно обещало, что если Запад не оставит в покое иранскую ядерную программу, то он получит ассиметричный ответ, и здесь оно выполняет свое обещание. Поэтому кончилась не война – кончилось первое действие трагедии под названием «Иран снова становится империей». И если «Хизболлу» не разоружат, то новые столкновения неизбежны. А разоружать ее не будет ни ливанская армия, ни миротворцы ООН.
- Почему?
- У миротворцев, во-первых, нет такого мандата. Во-вторых, они хотят жить. И в-третьих, не для того их туда посылают. Посылают их туда ради бизнеса, широко развитого господином Аннаном. Миротворческие организации - это десятки и сотни миллионов долларов. То, что эти миссии никогда ни от чего не спасали, известно. Миссия ООН действует на территории южного Ливана уже много лет. Организация получает прибыль, все довольны.
Что касается армии Ливана, то она не может никого разоружить в принципе, только разве что сама себя. Ливан стремительно несется в сторону гражданской войны, а ливанская армия соотносится с «Хизболлой» как ватиканские гвардейцы с коммандос.
- От каких сил будет зависеть, сохранится ли на этих землях хоть на какое-то время мир?
- То, что Израилю нужен не южный Ливан, а покой на своих границах, известно. Если Тегеран сочтет, что «Хизболла» должна сейчас уйти с этой земли, то будет мир. Если Сирия не решит, что израильская армия созрела для того, чтобы силой вернуть себе Голанские высоты, то будет мир. А если Сирия или Иран решат, что им необходима эскалация конфликта, то будет война. И никакие миротворцы ничего не сделают.
Процесс «дехезболлизации» Ирана просто прерван на середине. Он неизбежно продолжится, как только «Хезболла» опять кого-то атакует – Америку ли, Великобританию или Израиль. Если на границе Израиля не будет мира, то Израиль будет воевать.
Что касается Ирана, то для него «Хезболла»– эффективный инструмент дестабилизации Ближнего Востока.
- Зачем Ирану нужна дестабилизация Ближнего Востока?
- Иран строит свою империю и борется с соперниками: с другими арабскими государствами, со странами Запада, с США, наконец, Иран борется с Израилем. Борьба с Израилем - главный стержень идеологии, которая сплачивает суннитов и шиннитов вокруг Ахмадинежада. Ирану нужно взбаламутить этот котел с неприятностями и выйти из этой заварухи обновленным и с ядерной бомбой. Иран не будет плакать, если расколется Саудовская Аравия и Ирак, для Ирана выгодна напряженность на Ближнем Востоке хотя бы потому, что она отвлекает западный мир от иранской ядерной программы.
Ливан не больше, чем одно из маленьких экспериментальных полей, на которых работает инструмент Ирана «Хезболла».
- Получается, что народ Ливана расплачивается только за то, что другие страны используют его территорию для выяснения отношений между собой?
- Это жизнь. Это политика. Она так устроена. Армия должна защищать свою территорию любыми средствами.
Причем военно-стратегические планы Израиля я очень сильно критикую – нельзя заставлять ливанское руководство управиться с «Хизболлой», оно просто не может этого сделать – значит, эта цель бессмысленна. Но защищать свои земли и своих людей Израиль обязан.
Израильтяне при всей бессмысленности главной своей задачи очень жестко пытались минимизировать потери среди мирного населения. Но обойтись без таких жертв в случае, когда противник заинтересован в том, чтобы жертв было как можно больше, невозможно.
- Какую цель должен был ставить для себя Израиль?
- Он мог бы взять на себя функции полной ликвидации «Хизболлы». И если бы он не руководствовался в своей стратегии иллюзиями времен Барака, тогда «Хизболлы» давно уже не было.
В целом мой прогноз, к сожалению, весьма неоптимистичен – ситуация взорвется еще не один раз. У тех, кто являются профессионалами в Израиле, тоже нет оптимизма, потому что они прекрасно понимают: нет ничего хуже, чем прерванная на середине хирургическая операция.
Подготовила Любовь Шарий
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна