28.11.2006 | Виталий Портников
Наконец-то саммиты Содружества, превратившиеся еще несколько лет назад в скучную протокольную обязанность президентов, становятся захватывающим зрелищем. Слишком уж много разнообразных комбинаций. Как станет вести себя с Владимиром Путиным хозяин саммита – Александр Лукашенко, только на днях объяснявший, что в случае повышения газовых цен можно будет констатировать скорую смерть союзного государства? Будет ли президент России обращать внимание на президента Грузии или предпочтет сделать вид, что они не знакомы?
Или, напротив, дипломатично улыбнется вызывающему крайнюю степень неприятия коллеге и задумается о новых санкциях против его дружественной страны? Как станет Путин общаться с Ющенко, если ему в последнее время явно приятнее общаться с лидерами антикризисной коалиции, да и то не очень? Да, есть еще Воронин. Как будет с Ворониным? Он еще очень плохой или все-таки немножко хороший? И будут ли, например, руководители стран ГУАМа общаться между собой? И как поведет себя на этом саммите Ислам Каримов? Как человек, все еще нуждающийся в российском покровительстве, или как президент, оправившийся после Андижана? И не скажется ли на атмосфере саммита волюнтаристский перенос сроков его проведения?
Таких вопросов можно задавать десятки. Хотя вряд ли на каждый из них будет получен ответ в ходе этого саммита. Но ведь времена, когда президенты общались постоянно, ездили друг к другу с частными визитами, встречались в галстуках и без них до бесконечности, давно прошли. Так что единственная возможность посудачить о будущем СНГ – это юбилейный саммит в белорусской столице. Представляю себе, как после саммита специалисты по постсоветскому пространству будут изучать протокольную съемку, чтобы понять, могут ли еще президенты общаться между собой или это одна из последних коллективных встреч. Как будут считать количество двусторонних контактов и по ним рассуждать о будущих перспективах диалога в СНГ. А ведь на самом деле минский саммит – отнюдь не показатель будущего. Это встреча из прошлого.
Из того прошлого, в котором личные контакты бонз могли изменить политику возглавляемых ими стран, отложить в гардероб туго затянутые морские узлы противоречий, позволить и самим руководителям, и их согражданам пребывать в иллюзии пребывания на одном политическом и экономическом пространстве, в котором все проблемы, в конечном счете, решаются полюбовно. Любовь прошла, и газ сегодня дорог. И интересы бывших советских республик настолько различаются между собой, что никакие двусторонние встречи – как, впрочем, и никакие смены власти и никакие цветовые комбинации – этих тенденций уже не изменят. СНГ превратился в клуб раздраженных президентов прежде всего потому, что старые законы теплого междусобойчика уже не работают, а новой холодной работы строительства отношений между различающимися темпами и векторами развития государствами на постсоветском пространстве делать еще не научились.
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна