20.12.2006 | Игорь Бунин

Бизнес несмотря ни на что

С 1992 года Центр политических технологий проводит масштабное исследование предпринимательской культуры в современной России. Исследования, проведенные в первой половине 90-х годов, составили основу книги «Бизнесмены России: 40 историй успеха», которая была издана в 1994 году. Тогда это была одна из первых книг, посвященных людям российского бизнеса, причем выдержанных не в «глянцевом» формате, а ставших результатом серьезного научного исследования. В ходе исследования были опрошены 120 предпринимателей (многие неоднократно в разное время), начавших свое дело на рубеже 80-х - 90-х годов - крупных и средних, известных и не очень.

С тех пор прошло более десяти лет. Этого достаточно, чтобы возникла необходимая дистанция для ретроспективного взгляда на российских предпринимателей начала 90-х и для ответов на актуальные сегодня вопросы: куда движется российский бизнес, как изменилась структура власти в новых российских предприятиях, какие психологические типы сейчас доминируют в предпринимательстве?

Новое исследование ЦПТ построено на основе глубинных интервью как с героями книги, изданной более десятка лет назад, так и с другими представителями бизнеса. Задачей проекта стало выявление новых тенденций, которые свойственны российскому бизнесу периода перехода от становления к развитию.

Всего в период с июля 2005 по август 2006 года были опрошены 70 представителей бизнеса, из которых 15 приняли участие в предыдущем исследовании[1]. В этой книге представлена лишь часть российских предпринимателей, согласившихся на сотрудничество в рамках проводимого исследования и давших специалистам ЦПТ подробные интервью, которые были в дальнейшем переработаны в монологи.

Цитата, вынесенная в название книги - «Бизнес несмотря ни на что» - это лозунг английских предпринимателей, провозглашенный во время Первой мировой войны, ставшей серьезным испытанием для предпринимательского сообщества, не привыкшему разделять тяготы войны, которые вели к усилению государственного регулирования экономики, непривычного для страны «Великой хартии вольностей».

В еще больше степени этот тезис относится и к современному российскому бизнесу. Советская власть в «постнэповский» период последовательно выжигала традиции предпринимательства. Уже после «послаблений» конца 80-х годов бизнес стремительно развивался, несмотря на подозрительность традиционно мыслящих представителей государственного и партийного аппарата и многочисленных слухов о том, что не сегодня-завтра вернутся старые советские времена. В 90-е годы бизнес столкнулся с новыми вызовами - такими как разгул криминала, нечестная конкуренция, неспособность государства обеспечить цивилизованные «правила игры», недовольство общества быстрым обогащением небольших социальных групп. Часть этих вызовов сохранила свою актуальность и в новом столетии, причем к ним добавились новые - такие, как стремление чиновничества к доминированию в различных сферах экономики.

Но и в этих непростых условиях бизнес продолжает не только «выживать» (если бы речь шла только об этом, то работа над настоящей книгой лишилась бы значительного количества стимулов), но и развиваться. Кроме проигравших, много и тех деловых людей, которые, обладая инновационным складом мышления, успешно проявляют себя в различных сферах предпринимательской деятельности. Во многом благодаря им бизнес в России стал не экзотикой, а привычным явлением, который хотя и не сразу, постепенно, но превращается в такую же закономерную часть жизни страны, какой он был столетие назад.

Полную версию статьи в формате Microsoft Word можно посмотреть здесь

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна