20.04.2005 | Виталий Портников
Избрание немецкого кардинала Йозефа Ратцингера новым римским понтификом было столь предсказуемым, столь ожидавшимся, столь очевидным, что в это не хотелось верить - уж слишком эта предсказуемость нарушала великую тайну конклава. И несмотря на то, что практически все мировые газеты успели за дни, прошедшие после кончины Иоанна Павла II опубликовать биографию его возможного наследника, несмотря на то, что об избрании Ратцингера новым Папой начали говорить несколько лет назад, несмотря на то, что бывший мюнхенский архиепископ был центральной фигурой и на похоронах Иоанна Павла II, и на открытии кардинальского конклава - несмотря на все это считалось, что Папой обязательно выберут кого-то другого.
В ожидании "другого" между тем не было никакой логики. Было ясно, что после великого и длительного понтификата Папы-поляка католической церкви необходим переходный Папа. Лучше Ратцингера, бывшего вторым человеком в Ватикане практически весь период правления своего предшественника, никто лучше не знаком с церковными и государственными делами, никто лучше не представляет себе, как продолжить - пускай и ненадолго - эпоху Иоанна Павла II без ушедшего понтифика. И вместе с тем преклонный возраст нового Папы позволяет уже сегодня начать думать о следующем понтификате, который не будет переходным. Ратцингера часто называли соавтором понтификата Иоанна Павла II. Бенедикт XVI может стать архитектором фундамента понтификата своего преемника. И, если учесть, что церковная карьера Ратцингера началась, по сути, со II Ватиканского собора, созванного еще Папой Иоанном XXIII, то получается, что ему предстоит сыграть действительно выдающуюся роль в истории католической церкви - завершить эпоху ее преобразований, начатую Иоанном XXIII, выстроенную Павлом VI, гуманизированную Иоанном Павлом II - и передать эту изменившуюся церковь понтифику XXI века. Потому что сам Бенедикт XVI - это не первый Папа XXI века, а, скорее, последний Папа века XX - в конце концов, в церкви свои часы…
Другое дело, как сам Бенедикт XVI относится к этой своей роли. Уже в дни похорон Иоанна Павла II наблюдатели заметили, что в надгробной проповеди ближайший соратник ушедшего понтифика ни словом ни обмолвился о II Ватиканском соборе, который всегда был ориентиром для Папы-поляка. Папа-немец куда более осторожен и по отношению к этому собору, и по отношению к современной цивилизации. И дело не в его отрицательном отношении к абортам, контрацепции и однополым бракам - тут как раз Бенедикт XVI практически полностью наследует позицию Иоанна Павла II. Дело в том, что он воспринимает современную Европу как Римскую империю времен упадка и напоминает о роли духовенства, которое смогло возродить европейскую цивилизацию после краха Рима.
Открывая конклав, кардинал Ратцингер, будто немецкий поэт-романтик, говорил о мире как о бушующем море, по волнам которого несется тонущая лодка церкви. И, по сути, призвал церковь к возвращению в порт. Это возвращение в порт и есть главное отличие Бенедикта XVI от Иоанна Павла II. Папа-поляк был не просто католическим первосвященником - он мыслил прежде всего категориями мировыми, цивилизационными - и вместе с тем это был Папа для каждого, верующего и не верующего, не обязательно католика, не обязательно даже христианина. Это был человек, которого легко было любить даже тогда, когда с его представлениями о мире трудно было согласиться. Папа-немец мыслит прежде всего категориями церковными, теологическими, и этот Папа - только для верующих католиков. Но даже они будут исключительно уважать своего нового понтифика - умного, образованного, правильного от первого до последнего слова. Но именно такой Папа и необходим католической церкви на нынешнем этапе ее развития - Папа для Города, а не для Мира.
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна