10.08.2007 | Светлана Самойлова
В субботу вступают в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые значительно ужесточают ответственность за нарушения правил дорожного движения. В связи с этим очень часто приходится слышать вопрос: зачем «Единая Россия» пролоббировала принятие этого закона в преддверии избирательной кампании. Однако, как показывают опросы общественного мнения, большинство населения страны поддерживает ужесточение наказаний. Те же, кто выступают против, не политизируют свою позицию.
С 11 августа вступает в силу новый закон, вносящий поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Заработает закон в три этапа: с этой субботы, затем - с 1 января и с 1 августа следующего года. Закон значительно ужесточает ответственность за нарушения правил дорожного движения. Езда без госномеров, например, будет «стоить» 5 тысяч рублей или грозит лишением прав на срок 1-3 месяца. За езду по тротуарам оштрафуют на 2 тысячи рублей, за выезд на встречную полосу для разворота, поворота налево или объезда препятствия - на 1-1,5 тысячи рублей. А если водитель вырулит на встречную полосу для обгона, то у него отберут права на 4-6 месяцев. Езда по тротуарам, которой зачастую злоупотребляют «внедорожники», обойдется в 2000 рублей. Одним из наиболее заметных (не в финансовом смысле) нововведений станет штраф за поворот не из крайнего ряда в размере 100 рублей. Раньше такое нарушение игнорировалось. Увеличены штрафы и за непристегнутый ремень – 500 рублей, а также за разговоры во время движения по мобильному телефону без hands-free – 300 рублей. Интересно, что теперь Госавтоинспекция будет в большей степени ориентироваться на контролирующую технику - видеокамеры и компьютеры. Теперь штраф может быть выписан и исключительно по их данным. С одной стороны, это может значительно ударить по кошельку нарушителей. Но, с другой стороны, такая практика в большей степени способствует снижению коррупции. Одной из самых радикальных поправок стало введение ареста на 15 суток: за еду без прав или отказ от медосвидетельствования по требованию сотрудников ГИБДД.
Ужесточение ответственности за нарушения правил дорожного движения имеет свою предысторию. Напомним, что несколько лет назад президент Владимир Путин всерьез озаботился демографической проблемой и высокой степенью смертности на дорогах. Тогда последовала первая волна ужесточений, в соответствии с которой, например, детей до 12 лет обязали передвигаться только в специальных креслах. Первые попытки были очень спорными: например, активно обсуждался запрет на праворульные автомобили, запрет на эксплуатацию автомобилей, не отвечающих ГОСТу (например, с красными «подворотниками»). В итоге нововведения были отложены на год, а часть наиболее спорных поправок и вовсе отклонена.
Одновременно началась борьба с плохими дорогами – извечной проблемой России. Этому было посвящено одно из заседаний Госсовета: несмотря на то, что регионы не спешили заниматься дорожным строительством (из-за ликвидации дорожного фонда), проблема начала сдвигаться с места благодаря личному президентскому участию.
Не осталась в стороне и «Единая Россия», которая помимо громких и, по сути, пустых популистских акций (типа снятия мигалок, которые в итоге компенсировались милицейским сопровождением и введением новых, не сильно заметных спецномеров), взялась за ужесточение ответственности за правила дорожного движения. Однако в первоначальном виде поправки очень походили на совершенствование метода «накопления первоначального капитала» госавтоинспекторами.Против поправок выступили общественные организации автолюбителей, которые после принятия законопроекта в первом чтении пообещали массовые акции протеста. Например, как сообщает «Коммерсант», размер минимального штрафа увеличили лишь до 100 руб. (вместо 400). Кроме того, общественники добились отмены нормы, согласно которой оплатившие штраф водители должны были посылать копии платежек в ГИБДД.
Ужесточение ответственности вызвало очень много споров и критики, особенно в сети – на форумах и блогах. Закон ругают, прежде всего, за увеличение его взяткоемкости: ГИБДД получает гораздо больше коррупционных возможностей. Кроме того, многие автовладельцы указывают, что повышение штрафов вряд ли научит соблюдению правил: гораздо более важным называют решение проблемы бесконечных пробок. Отсюда возникает вопрос: зачем принятие такого непопулярного закона «Единой России» перед думскими выборами?
В действительности, опросы показывают, что население в целом поддерживает нововведения. По данным весеннего опроса ВЦИОМ, половина населения поддерживает ужесточение ответственности, а 25% - против. При этом среди автовладельцев соотношение не сильно меняется: 45% - за и 38% - против. Последние аргументируют свою позицию не столько негативным отношением к сути новых норм, сколько рисками повышения коррупции на дорогах. Данные апрельского опроса ФОМ еще более красноречивы: две трети россиян поддержали новый закон. Это означает, что в действительности в России проблема взаимоотношений водителей и автоинспекторов далеко не однозначна и, несмотря на крайней негативную репутацию ГИБДД, ситуация на дорогах во многом неблагоприятна из-за профанации водителями правил движения, отсутствия культуры вождения и наличия «блатных». Поэтому вступление в силу нового закона вряд ли принесет «Единой России» политические проблемы, а его мягкая реализация в три этапа и вовсе будет не сильно ощутима автовладельцами.
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна