04.04.2008 | Алексей Портанский
6 апреля Владимир Путин и Джордж Буш среди прочих вопросов коснутся и проблемы завершения процесса присоединения России ко Всемирной торговой организации, говорят осведомленные источники в Кремле. Возможно, в результате обсуждений будет дан необходимый импульс для переговорных делегаций. Это лишь дополнительное подтверждение приоритетности для России вопроса обретения полноправного членства в мировом торговом клубе.
Тринадцатилетний переговорный марафон свидетельствует о том, что российская сторона не стремилась форсировать достижение договоренностей, а добивалась должного качества будущего членства, т.е. условий, на которых она войдет в организацию. Однако, время в случае ВТО работает против страны-кандидата. В этом смысле процесс обретения членства в ней кардинальным образом отличается от других международных организаций. К примеру, можно полвека оставаться вне ООН, как это было в случае со Швейцарией, а потом решить, что лучше быть как все, и быстро без проблем стать членом Объединенных Наций. Для членства в НАТО временной фактор также не является препятствием, - скорее, напротив, в последние годы в ряды блока влились страны, которые прежде могли лишь мечтать об этом.
С многосторонней торговой системой, воплощением которой сначала было ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и торговле с 1947 г.), а с 1995 года ВТО, все сложилось иначе. В 1947 г. СССР мог без каких-либо проблем стать участником ГАТТ, но не пожелал (почему – отдельная тема). За почти полвека переговоров внутри ГАТТ страны-участницы добились заметного прогресса в виде существенного снижения таможенных барьеров. Поэтому, когда на базе ГАТТ была учреждена ВТО, от новых кандидатов стали требовать либерализации внутреннего рынка как платы за присоединение к клубу. Цену «входного билета» каждая страна определяет для себя в индивидуальном порядке в ходе переговоров.
Чем опасно искусственное затягивание присоединения к ВТО или его откладывание под надуманным предлогом достижения более высоких уровней конкурентоспособности? Во-первых, конкурентоспособность всегда достигается путем реальной конкуренции на мировых рынках, и через это прошли все страны с рыночной экономикой, порой болезненно. Отрицать данную закономерность примерно то же самое, как если бы мы решили не пускать наших спортсменов на международные соревнования вплоть до очередных Олимпийских игр, а провожая на Олимпиаду, строго наказали бы не возвращаться без рекордов и медалей.
Во-вторых, есть, разумеется, и доводы против искусственного торможения процесса, которые обусловлены именно спецификой ВТО. Сейчас, как известно, продолжается очередной раунд переговоров внутри ВТО, так называемый, «Доха раунд». Результатом его завершения вероятнее всего станут новые договоренности о либерализации рынков, т.е. новые правила ВТО. Если не стать членом организации до завершения раунда, то, скорее всего, по целому ряду вопросов переговоры о присоединении надо будет провести заново, причем на более жесткой юридической базе. Напротив, если страна становится членом клуба пока еще продолжаются переговоры, то она не только избавляется от вероятных дополнительных требований к себе, но и сможет поучаствовать в разработке и принятии этих новых правил с учетом своих экономических интересов.
Сегодня в ВТО уже 151 страна, еще несколько десятков имеют статус наблюдателя и ведут переговоры о присоединении. Никто еще не попросился назад. Среди стран-членов не только богатые США, ЕС, Япония и др., но и Монголия, Куба, Вьетнам, и еще десятки беднейших стран планеты. Спрашивается: «неужто мы такие особенные, что нам внутри ВТО абсолютно ни с кем не по пути?» Утвердительный ответ на данный вопрос означал бы попытку маргинализировать свою страну, приравняв ее к Северной Корее.У критиков нашего участия в ВТО есть и некий набор «конкретных аргументов». Главный из них и, как полагают его приверженцы, наиболее убедительный, заключается в том, что «пока мы живем на трубе, нам там делать нечего».
Если бы наша «труба» была волшебной палочкой, стоило бы немедленно согласиться с аргументом. К сожалению, реальность весьма далека от волшебства. Не далее, как 2 апреля 2008 года «Газпром» снизил верхнюю планку прогноза собственной добычи газа в 2020 году. Крупнейшие месторождения газа, Уренгой, Ямбург и др., находятся сегодня в стадии падающей добычи. «Газпрому» придется очень серьезно напрячься, чтобы выполнить свои контрактные обязательства по зарубежным поставкам в 2010 году. Ценой выполнения этих контрактов почти наверняка будет существенное повышение тарифов на газ внутри страны к 2011 г. Темпы добычи нефти у нас неуклонно снижаются с 2003 г. и уже упали в 5-6 раз. Если к этому еще добавить неустойчивость мировых цен на сырье, перспектива «сидения на трубе» рисуется отнюдь не в розовых тонах. Другое дело, что «слезать» с нее всегда трудно, даже мучительно, но приходится непременно.
Торговать на мировых рынках готовой продукцией, не будучи членом ВТО, нынче крайне трудно – на рынки просто не пустят. Следует даже сказать шире – эпоха двусторонних торговых соглашений осталась в прошлом, и в настоящее время доверяют только тем, кто способен строить отношения на универсальной многосторонней правовой базе, т.е. на соглашениях ВТО.
Распространенное заблуждение состоит в том, что торговать нам-де, кроме сырья, особенно нечем. Это не так. Наиболее яркое свидетельство тому – внушительное число ограничительных дискриминационных мер, действующих против наших товаров (повторю – товаров, а не сырья) в мире. Начать избавляться от этих мер можно, только став членом ВТО. Напомню, что речь идет о потерях $2,5 – 4,5 млрд. в год. Но и это не весь ответ на вопрос, с чем идти на мировой рынок.
Продолжение упомянутого заблуждения состоит в том, что многие оппоненты не учитывают (или не знают), что мировая торговля состоит как из обмена товарами, так и услугами. Причем, чем более развита страна, тем больше в ее торговле с внешним миром доля услуг. И здесь нам есть немало, чего предложить. Например, выведение на околоземную орбиту гражданских космических объектов ($50-70 млн. за запуск.). Это один из видов услуг. А Россия – один из немногих в мире поставщиков данных уникальных услуг. Беда только в том, что и здесь мы пока находимся в неравноправном положении. Кардинально улучшить ситуацию без участия в ВТО маловерятно. Россия также обладает внушительным потенциалом в таких секторах услуг, как строительство и геологоразведка за рубежом, транспорт, туризм и ряде других.
Впрочем, увлекаться достоинствами и благами члентсва в ВТО не хотелось бы. ВТО не спасет нас от наших собственных проблем в экономике или правовой сфере. Их надо решать самим. А ВТО лишь инструмент в мировой торговле, но очень нужный.
Алексей Портанский - к.э.н., Директор Информационного бюро по присоединению России к ВТО
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна