07.04.2008 | Дарья Собакина
Российским мэрам удалось добиться сохранения своей автономии – планы их назначения, означавшие фактическое встраивание в вертикаль исполнительной власти, так и не были реализованы, как противоречащие Европейской хартии местного самоуправления. Однако их позиции от этого не стали более стабильными.
Как правило, мэры оказываются под ударом со стороны правоохранительных органов в результате системного конфликта с губернаторами своих регионов. Хотя есть и исключения. Например, недавнее возобновление уголовного расследование в отношении мэра Твери Олега Лебедева, обвиняемого в воспрепятствовании работе правоохранительных органов (первоначально дело было возбуждено еще в 2005 году, но в следующем году закрыто), видимо, связано с его давним конфликтом с бывшим прокурором Тверской области Александром Аникиным. Он в настоящее время является начальником управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры. Противоречия же Лебедева с губернатором Дмитрием Зелениным были в последнее время сняты – они разделили сферы влияния, в прошлом году вместе входили в список «Единой России» на думских выборах, а губернатор не мешал мэру тогда же переизбраться на новый срок.
Однако в других случаях конфликт губернатора с мэром является основой для применения санкций – Кремль в этих случаях встает на сторону глав регионов. Если губернаторы сейчас являются непосредственными протеже федеральной власти (новый способ комплектования губернаторского корпуса в силу сложившейся политической практики мало отличается от назначения), то мэры от этой власти отдалены. Более того, многие из них принадлежат к людям, «сделавшим себя сами» - они пришли из бизнеса, причем, как правило, городского уровня. Исключение составил лишь бывший мэр Волгограда Евгений Ищенко, который ранее участвовал в создании крупных коммерческих структур федерального масштаба и избирался депутатом Государственной думы. Часто это владельцы магазинов, небольших предприятий, которые привыкли к жесткой конкуренции в своем бизнесе и ориентированы на такие же принципы и в местной политике. По своему психологическому типу они серьезно отличаются от привычных для федеральной власти исполнительных чиновников.
В связи с этим можно вспомнить и противостояние мэра Архангельска Александра Донского с губернатором Николаем Киселевым, которое, правда, зашло так далеко, что пришлось смещать и изрядно дискредитированного в глазах общества главу региона – но только после того, как мэр был вынужден отказаться от своей должности под угрозой реального тюремного срока. Равно как и судьбу бывшего мэра Владивостока Владимира Николаева, которого в прессе именовали «авторитетом», известным в определенных кругах под прозвищем «Винни-Пух» - он был арестован и приговорен к условному заключению на 4,5 года.
Последний по времени пример такого рода – история с мэром Элисты Радием Буруловым, также выходцем из бизнеса (он был генеральным директором ряда коммерческих структур и председателем правления Элистинского городского банка). Ранее он считался союзником калмыцкого президента Кирсана Илюмжинова, но в конце прошлого года тот предложил мэру уйти в отставку. Бурулов от предложения отказался, а вскоре заявил, что свой пост должен покинуть именно президент. Жесткий конфликт, как предполагается, и привел к тому, что против мэра в марте было возбуждено уголовное дело по подозрению в злоупотреблении должностными полномочиями, после чего он был отстранен от исполнения своих обязанностей.
Особенности деятельности глав городов создают возможности для и привлечения к уголовной ответственности. Откровенный «фаворитизм» в распределении подконтрольных городу ресурсов (в частности, земельных участков) является крайне распространенной практикой, которая, однако, подпадает под действие Уголовного кодекса. Финансирование своей личной охраны за муниципальный счет также не считается чем-то необычным – но если строго следовать действующему законодательству, то и эти действия ему не соответствуют (подпадая под понятие «нецелевое израсходование средств). Наконец, могут быть и проблемы личного характера – например, одно из обвинений в отношении Донского заключалось в использовании поддельного диплома. Далеко у всех бизнесменов в 90-е годы было время для того, чтобы получать высшее образование, необходимое для занятия руководящих должностей на государственном и муниципальном уровнях.
При этом федеральный центр, разумеется, не намерен вступаться за «чуждых» ему мэров. Что касается голосовавших за них избирателей, то в условиях политической апатии и слабости институтов гражданского общества они не способны оказать реальную поддержку своим мэрам. Поэтому главы городов в современной ситуации оказываются в заведомо уязвимом положении, когда их возможности к сопротивлению резко ограничены. В этих условиях переход к их формальному назначению становится излишним – и без того нынешнее поколение амбициозных градоначальников может быть заменено на умеренных и аккуратных сити-менеджеров.
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна