27.06.2008 | Татьяна Прийменко

Кадрово-аппаратное усиление госграницы

В четверг на заседании Государственной Пограничной Комиссии Владимир Путин обрушился с резкой критикой на ведомства и министерства, которые затягивают и не проявляют должного внимания к обустройству российской пограничной зоны. «Когда мы на границе наведём порядок?» - спрашивал Владимир Путин экс - главу минэкономразвития Германа Грефа ещё в апреле 2004 года. С момента произнесения этой фразы прошло немногим более четырех лет (практически президентский срок), а конструктивного решения вопроса, по всей видимости, пока найдено не было. Тем не менее, премьер предложил два варианта решения сложившейся проблемы: кадровый и аппаратный.

Напомним, что проблемой необорудованности и незащищённости российских границ правительство активно начало заниматься ещё пять лет назад, когда собственно и была создана Государственная Пограничная Комиссия. Видимо, кадровые и административные ресурсы этой структуры оказались недостаточными для столь сложной и дорогостоящей работы (укомплектование 1 км стоит около 1 млрд. рубл), поэтому в октябре 2007 г. специальным указом президента было создано Федеральное агентство по оборудованию границы (Росграница).

Но на этом преобразования этого органа не остановились. Несмотря на некоторые успехи в оборудовании взрывоопасной северокавказской границы, премьер Владимир Путин, являющийся одновременно и председателем Пограничной Комиссии обратил внимание на бюрократическое затягивание работы нового ведомства. «Практическая работа подменяется процедурными вопросами, межведомственной перепиской и разного рода бесконечными согласованиями», - отметил в своей вступительной речи премьер.

В качестве решения наметившейся проблемы низкой эффективности нового агентства Владимир Путин предложил использовать сразу два ресурса: кадровый и аппаратный.

Первое - кадровое решение, предложенное премьером, состояло во введении в состав Комиссии вице-премьера Сергей Иванова, который по замыслу должен курировать реализацию проектов в органах федеральной власти. Принимая во внимание, что в предыдущем кабинете министров Сергей Иванов курировал работу правительственных комиссий, связанных с деятельностью силовых ведомств, то необходимый опыт для нового назначения у него есть. Это с одной стороны. С другой – вице-премьер уже сейчас курирует нанотехнологии, оборонно-промышленную политику и транспортную тематику, поэтому было бы логично задать вопрос: а хватит ли ему времени при всей его занятости для контроля межведомственного прохождения решений, принятых Росграницей?

Второе – аппаратное решение, состояло в создании специального правительственного органа, который помогал бы работе Пограничной Комиссии в организационных и технических вопросах. Таким путём премьер попытался напрямую связать Федеральное агентство с министерствами, от которых зависит реализация намеченных программ. Подобный вариант решения чаще всего использовался главами правительства: если что-то не работало должным образом – создавалась либо новая комиссия, либо агентство. В большинстве случаев это приводило к ещё большему разрастанию аппарата правительства и усложнению реализации принятых решений. Таким образом, предложенные премьером варианты решения потенциально могут иметь обратный эффект для работы нового агентства.

В этой связи, можно заметить, что во время своего президентства Владимир Путин не так часто сталкивался с работой бюрократической машины. Став во главе кабинета министров, он попытался реформировать забюрократизированную и разросшуюся структуру, инициировав создание Президиума Правительства и реформу распределения функции между самим правительством и министерствами. Тем не менее, уже через месяц, столкнувшись с пробуксовкой Федерального агентства по обустройству границ, он создаёт новую структуру в рамках правительственного аппарата.

При том что сложно сказать, будет ли новая структура в связке с влиятельным вице-премьером эффективна, уже сейчас можно констатировать, что на своем новом посту Владимир Путин использует традиционный способ борьбы с неэффективностью существующих структур, а именно - посредством создания новых.

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна