06.10.2008 | Виталий Портников
Визит, совершаемый Эхудом Ольмертом в российскую столицу, может стать его последней поездкой в Москву в качестве премьер-министра Израиля. Вероятно, по задумке его организаторов, он должен продемонстрировать: премьер действительно выполняет свое обещание заниматься мирным процессом вплоть до окончательной отставки. Но воспринимают ли партнеры Ольмерта как человека, с которым именно сейчас можно договариваться?
Конечно, в нынешних политических условиях мирный процесс – это именно некое движение, которое вряд ли приведет к результату. Эхуду Ольмерту не долждаться каких-либо серьезных договоренностей с палестинцами и сирийцами хотя бы уже потому, что они будут ждать – нового израильского премьера, новых выборов, словом – того партнера по переговорам, чье пребывание в кресле будет выглядеть достаточно стабильным. Это, конечно, не означает, что каких-либо серьезных дооворенностей добьется именно новый премьер – но он – или она – имеет шансы восприниматься как партнер по переговорам. А у Ольмерта таких шансов нет.
Но зато его действительно с радушием примут в Москве. Потому что российскому руководству всегда были необходимы подкрепления его собственных внешнеполитических амбиций и роли на Ближнем Востоке. И доказательство, что после российско-грузинского конфликта для России изменилось немногое, с ней по-прежнему считаются, какие бы обвинения в ее адрес не выдвигал бы Белый дом. Вот и премьер Израиля, традиционного союзника США, приехал в Москву. Потому что понимает – без России никуда.Но может ли Ольмерт договориться с Россией о чем-то существенном для Израиля? Разве сегодня Москва готова прислушаться к израильским замечаниям по поводу Ирана? Напротив, ее связи с Исламской Республикой только крепнут, потому что Россия силится продемонстрировать Америке и Европе, что такое многополярный мир. Разве Москва готова прератить свои особые отношения с Сирией? Напротив, эта страна рассматривается чуть ли не как возможное место для новой базы российского ВМФ – и при всей фантастичности такого сценария сами слухи о нем – доказательство сердечных связей Москвы и Дамаска. Разве Москва прекратит свои контакты с ХАМАС и «Хизбаллой», тем более после того, как обе организации вошли в «группу поддержки» российского решения о признании независимости мятежных грузинских автономий?
Может ли Эхуд Ольмерт в чем-то переубедить Владимира Путина и Дмитрия Медведева? Но если ему это не удавалось тогда, когда он был «долгоиграющим» премьером, а Россия все еще прислушивалась к Западу – то почему это должно удастся сейчас, когда Ольмерт уже без пяти минут не премьер? И будут ли вообще с израильским премьером говорить о чем-то серьезном, если стоит дождаться его преемника? Скорее всего, с ним обсудят жесты – Сергиевское подворье или конференцию по Ближнему Востоку в Москве. Но с подворьем возникли юридические проблемы, а конференция вряд ли вызовет в нынешней ситуации большой энтузиазм в госдепартаменте – даже при израильской поддержке. Впрочем, Ольмерту этого объяснять не нужно. Он достаточно искушен в чужих жестах. Но и в своих тоже – рядом с российскими руководителями, привлекающими сегодня понятное внимание Запада, израильский премьер будет смотреться не лидером, завершающим свое пребывание в должности, а политиком, у которого все еще впереди.
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна