10.06.2009 | Елена Позднякова

Попали в молоко

Вчера в Москве состоялось заседание межгосударственного совета ЕврАзЭс, которое, в числе прочего, стало интересно тем, что в его рамках состоялись первые после начала «молочной войны» российско-белорусские переговоры. Тема экономических санкций, выдвинутых Россией, поднималась как на переговорах между премьер-министрами Владимиром Путиным и Сергеем Сидорским, так и на встрече глав российского и белорусского МИДов Сергея Лаврова и Сергея Мартынова. Несмотря на то, что отношения между двумя странами переживают не лучшие времена, вчера переговорщики были настроены весьма дружелюбно.

Высокопоставленные участники встреч в один голос утверждают, что запрет на ввоз в Россию около 500 наименований белорусской молочной продукции с 6 июня не был политическим решением. Действительно, по официальной версии главного санитарного врача России Геннадия Онищенко, молоко из Белоруссии запретили ввозить, так как оно не соответствовало вступившему в силу новому российскому техническому регламенту на молочную продукцию. По этой же причине после проверки в Смоленской и Брянской областях Онищенко заявил, что разрешения на поставку ещё около 800 видов продукции будут отозваны. Кроме того, как сказала министр сельского хозяйства Елена Скрынник, Белоруссия ввозила в нашу страну гораздо больше продукции, чем санкционировано, к тому же её продукция дешевле российской: белорусское правительство дотирует почти четверть предприятий отрасли.

Однако российский технический регламент на молоко вступил в силу ещё в декабре 2008 года, и почти полгода молоко поставлялось из Белоруссии по старому регламенту. Интересно, что запрет появился лишь тогда, когда отношения между странами обострились. Как отмечают эксперты, нарушения присутствуют в торговле со всеми странами СНГ, а внимание на них обращают лишь тогда, когда этого требует политическая ситуация. Так было с молдавскими винами, латвийскими шпротами, наконец, совсем недавно с украинскими трубами и так далее. Правда, и страны-партнёры России даже после введения запрета находили способы его обойти. Например, когда Роспотребнадзор запретил ввоз в Россию польского мяса, его стали покупать белорусские мясокомбинаты и затем продавать России.

Таких уловок в истории экономических отношений между нашей страной и её партнёрами по СНГ было достаточно, иногда они приводили к масштабным скандалам, иногда замалчивались, но в итоге тяга к экономическому сотрудничеству всегда преобладала. Особенно оно выгодно российским партнёрам по СНГ, но и Москва получала политические дивиденды. С наступлением кризиса возникло стремление защитить своих производителей, поэтому и вопросы, касающиеся международного товарооборота, приобрели новое звучание. Так, с начала этого года серьёзно сократились закупки Россией продукции белорусского машиностроения. А в ответ на молочные санкции Минск отправил на границу передвижные пункты милиции, которые проверяют поток товаров, идущих из России.

В итоге конфликт оказался нешуточным, и в Минске эксперты стали говорить о возможном распаде Союзного государства. Возможно, для того, чтобы доказать жизнеспособность последнего, и российские, и белорусские высокопоставленные лица смягчили риторику на встрече в Москве. Выражения взаимного дружелюбия дошли даже до того, что Сергей Лавров рассказал, что Россия никогда не пыталась добиться от Белоруссии признания Абхазии и Южной Осетии, угрожая экономическими санкциями. В свою очередь, делегаты от Минска тоже всеми способами старались сгладить конфликт: «Если у Роспотребнадзора появились какие-то дополнительные вопросы по уже оформленным в соответствии с новым техрегламентом разрешительным документам на поставки нашей молочной продукции в Россию, значит, надо в спокойном режиме на эти вопросы отвечать», - заявил премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский ещё до вылета в Москву.

Между тем, белорусские эксперты утверждают, что Россия «принудила» Белоруссию к миру. Одни отмечают, что молочные санкции были действенным механизмом, и сильно пострадать могут белорусские производители. Другие говорят о том, что у Москвы есть интерес в белорусских предприятиях: Металлургическом заводе, МТЗ или МАЗе. Наконец, существенный вопрос – это создание Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном, разговоры о котором начались после того, как затормозилось вступление России в ВТО. Правда, и у этого союза, по мнению экспертов, эффективность будет примерно такой же, как у Союзного государства.

А бесполезность этого института вполне убедительно продемонстрировала нынешняя «молочная война». В целом, ни в ней самой, ни в способах её разрешения нет ничего нового: Москва ещё раз продемонстрировала, на чём строится наша политика в рамках СНГ.

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна